Меню

Гимнастика для грудничка 1.5 месяца в домашних. Гимнастика для новорожденных: упражнения, разрешенные с первых дней

Семья

Каждый родитель знает, как полезна физическая активность для развития маленьких детей. И ограничивать ее не стоит: дети должны постоянно бегать, прыгать, ползать, преодолевать преграды, лазать по канатам или деревьям, кататься на велосипеде или самокате… При всем этом в распорядке дня малыша обязательно должно быть место для гимнастики, во время которой ребенок выполняет упражнения, совершенствуя свои движения. Деткам до года гимнастику проводят родители, приводя в движение ручки и ножки. Но к году дети обычно начинают самостоятельно ходить, позже учатся приседать и вставать, могут повторять простые движения за взрослыми. Расскажем, какой должна быть гимнастика для детей от 1 года.

Совершенствуем навыки

Итак, детки после года активно осваивают двигательные навыки: учатся бегать, прыгать, проползать под препятствиями или переползать через них, лазать на возвышения, преодолевать лестницы, качаться на качелях, скатываться с горок, ходить по бревну… Но движения их, конечно, пока неловкие и несогласованные, координация и равновесие развиты очень слабо. Поэтому с годовалого возраста и до тех пор, пока малышу не исполнится 3–4 года, задача взрослых – подбирать упражнения, которые помогут крохам стать ловкими и развить координацию движений, научат держать равновесие.

Кроме того, гимнастика для детей от 1 года и старше помогает:

  • укреплять иммунитет;
  • развивать выносливость;
  • правильно дышать (что способствует лучшему насыщению органов и тканей кислородом);
  • чувствовать свое тело в пространстве;
  • улучшать обменные процессы;
  • укреплять мышцы, связки, суставы, скелет;
  • улучшать осанку;
  • нормализовать работу нервной системы;
  • улучшать пищеварение;
  • нормализовать сон;
  • развивать чувство ритма.

Если во время гимнастики малыш выполняет движения по кругу или квадрату, он, к тому же, выучит эти простые фигуры. Поворачиваясь в стороны, шагая в разных направлениях, закрепит понятия «лево-право», «вперед-назад». В процессе подвижных гимнастических игр ребенок развивает смелость, настойчивость, уверенность в себе, упорство. Так что ценность гимнастических упражнений не ограничивается только улучшением физических показателей.

Общие правила

Главное, на что родители должны ориентироваться, подбирая упражнения для малышей, – соответствие навыкам крохи, постепенное усложнение по мере развития ребенка. То есть движения должны быть ему доступны и легко выполнимы. Поначалу это будет просто ходьба, приседания, ползание, затем к ним добавляют преодоление преград, лазание по канатам, веревкам, прыжки, игры с мячом, обручем, игрушками и т. д.

Что еще важно знать об организации гимнастических занятий с малышами?

  • В гимнастический комплекс нужно включить 5–6 упражнений, затрагивающих все мышечные группы (рук, плеч, ног, пресса, спины, шеи), причем их нужно чередовать.
  • Упражнения для рук и ног могут выполняться быстрее, чем для туловища.
  • Дышать ребенок должен через нос, при этом не задерживая дыхание.
  • Чтобы сделать занятие более интересным, в комплекс включают пару упражнений-подражаний, которые могут объединиться в сюжетную игру.
  • Нельзя заниматься натощак, а также сразу после приема пищи, необходимо подождать примерно час.
  • Гимнастику проводят ежедневно либо через день, на это отводится от 5 до 15 минут (ведь детки в таком возрасте не могут долго концентрировать внимание и очень быстро утомляются).
  • Упражнения повторяют от 3 до 5 раз.
  • Ели позволяет погода, занятия лучше проводить на свежем воздухе (например, во время прогулки).
  • Обязательно в комплекс включают ходьбу и упражнения на восстановление дыхания.
  • Малыши склонны подражать, поэтому движения в гимнастике могут и должны имитировать движения животных, героев мультфильмов или сказочных персонажей.
  • Полезно использовать материал, имеющийся под рукой (на улице это игровые площадки, деревья, пни, камешки, холмики, бордюры; дома – стулья, столы, ковры, подушки и т. д.).
  • Если ребенок устал или начинает протестовать, капризничать – занятие лучше остановить. Против воли ребенка они пользы не принесут.
  • Для занятий утренняя или вечерняя прогулка прекрасно подходят. Главное, чтобы активные физические упражнения не проводились сразу после дневного сна или менее чем за 2–3 часа до сна ночного.

Когда заниматься нельзя?

Наверняка многим известно, что любые нагрузки противопоказаны деткам, недавно перенесшим профилактическую прививку. Но это, оказывается, далеко не единственная причина, по которой гимнастику придется отменить.

Существует целый ряд заболеваний, при которых гимнастические занятия под запретом:

  • любые состояния, сопровождающиеся повышением температуры и лихорадкой;
  • различные воспалительные поражения кожи (в том числе гнойные), а также мышц, костей, лимфоузлов или подкожной клетчатки;
  • атрофия;
  • заболевания костей, сопровождающиеся их болезненностью и ломкостью;
  • острый артрит, туберкулез костей или суставов;
  • острый нефрит или гепатит;
  • рахит;
  • врожденные пороки сердца;
  • геморрагический диатез, гемофилия;
  • туберкулез в активной форме;
  • большие грыжи (паховые, пупочные, мошоночные, бедренные).

Иногда мы не можем «на глазок» определить наличие у малыша того или иного заболевания. Поэтому прежде чем начинать с ним активные физические занятия, проконсультируйтесь с педиатром.

Играем в гимнастику

Самый лучший способ организации гимнастический занятий для маленьких детей – превратить их в игру, сопровождаемую веселой музыкой, песенками, стихотворениями и подражаниями различным действиям. Так крохам будет интересно. Игра для них – лучшая мотивация.

Например, можно разыграть веселое детское стихотворение («Мишка косолапый», «Идет бычок, качается» или любое другое, описывающее действия). Детки могут топать, как медвежата, скакать, как зайчата, прыгать, как воробушки, изгибать спинки и потягиваться, как кошечки, гудеть, как паровозики, летать, как самолетики, сопровождая движения соответствующими звуками…

Еще веселее разыграть забавную песенку («В Африке горы – вот такой ширины», «Каравай», «Танец маленьких утят» и другие).

Существует также множество забавных потешек, мотивирующих ребенка начать занятие. Примеры их можно найти в детских книжках или сочинить самим. Это несложно, главное – мотивация:

Малыши, малыши

Выходят на площадку,

Станут по порядку

И начнут зарядку.

Станут наши малыши

Крепыши, крепыши!

Гимнастические комплексы для малышей должны включать:

  • общеразвивающие упражнения (укрепляющие мышцы пресса, спины) – «Лодочка», «Велосипед» и др.;
  • задания на совершенствование ходьбы, бега – подвижные имитационные игры («Дождик», «Лошадки», «Воробушки»);
  • для развития меткости («Кегли», «Попади в корзинку, мяч»);
  • простые акробатические упражнения (преодоление небольших препятствий, быстрое приседание и подъем);
  • музыкальные упражнения, развивающие чувство ритма – сопровождающиеся стихами или песенками.

Составляем комплекс

Упражнения для детей усложняются по мере их роста. Если в год это совсем простые имитации и движения (приседания, наклоны), то постепенно они усложняются. Так, к 2 годам ребенку можно предложить такой вариант гимнастики:

  • ходьба вверх и вниз по наклонной поверхности (доске), упражнение можно сопровождать стихотворением «Идет бычок, качается»;
  • «Кошечка» — шаги и прыжки в разных направлениях под стихотворение «Кошка на зарядке»;
  • «Змейка» — проползание под невысоко растянутой веревкой;
  • «Баскетболист» — бросание мяча вперед из-за головы (на расстояние до метра);
  • «Цапля на болоте» — перешагивание через «кочки» (мячи);
  • «Тюлень» – поднимание мяча перед собой вверх, лежа на животе;
  • «Скалолаз» — преодоление лесенки до 1,5 метров (1–2 раза);
  • имитационные движения на расслабление кистей рук (под стихотворение «Наши пальчики устали»).

К 3 годам занятия могут стать еще более сложными (но от этого не менее интересными):

  • «Часовые на посту» — перешагивание по разложенным на полу цветным кружкам;
  • «Бегущие лошадки» — бег со сменой темпа (до 20 секунд);
  • «Метатель» — бросание мяча каждой рукой по очереди (цель – на расстоянии около метра);
  • упражнение на пресс – подъем туловища («гусеница ищет завтрак», например, или «Ванька-встанька»), ноги фиксирует взрослый;
  • «Лодочка» — поднимание вверх прямых рук и туловища из положения на животе;
  • «Лягушонок» — прыжки двумя ногами через лежащую на полу веревку или палку;
  • ходьба со сменой опоры (на носки или пятки) под стихотворение «Цапля ходит по болоту»;
  • «Стряхиваем снежинки» — движения на расслабление рук и ног.

Итак, чтобы организовать гимнастические занятия с малышами после года, важно учитывать их возраст, физические умения, состояние здоровья и эмоций, время суток, а также необходимость в мотивации. При этом важно не просто играть, использовать музыку или потешки, но и вдохновлять собственным примером. Только тогда ребенок будет считать гимнастику неотъемлемой частью жизни.

Ольга Катунина
Комплекс физических упражнений от 1 года до 2 лет.

Комплекс физических упражнений от 1 года до 2 лет .

Забота о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом , координировать действия.

В конце первого и начале второго года жизни ребенок начинает ходить. Сначала его действия неуверенные, он часто падает, не умеет удерживать равновесие, преодолевать даже небольшие препятствия. Ему трудно одновременно выполнять движения ногами и руками.

К полутора годам ребенок обычно уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, перешагивать через невысокое препятствие.

Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша.

В сфере физического развития основными педагогическими задачами являются :

а) развитие у детей разных видов двигательной активности (ходьба, бег, прыжки, лазания, бросания)

б) развитие координации движений.

Для успешного физического развития детей необходимо создавать специальные условия. В детских учреждения должно быть спортивное оборудование, способствующее развитию двигательной активности детей : лесенки, горки, скамеечки, дорожки с препятствием, мячи, обручи, гимнастические лесенки и т. д. Спортивное оборудование, инвентарь и игрушки должны быть не только в спортивном зале, но и в групповом помещении, а также на участке. При этом групповое пространство должно быть организовано таким образом, чтобы дети могли свободно передвигаться по комнате и имели доступ к спортивным снарядам и игрушкам.

Желательно, чтобы физкультурные занятия и подвижные игры сопровождались музыкой, песенками, чтением стихов.

Продолжительность физкультурного занятия с детьми от 1 года до 2 лет составляет 5-6 минут.

Комплекс физкультурных упражнений .

Цель : Малыши учатся ходить в определенном направлении, по наклонной плоскости, преодолевать препятствия, координируют свои движения, согласовывают свои действия со словами стихотворения.

Игра «Поезд» .

Воспитатель предлагает малышам : «Давайте я буду паровозикам, а вы вагончики. Встаньте друг за другом, вот так (воспитатель показывает как взяться за впереди стоящего ребенка, затем начинает медленно двигаться по группе, читая стихотворение):

«Вот поезд наш едет, колеса стучат, а в поезде этом ребята сидят.

Тук-тук, тук-тук».

Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «По ровненькой дорожке» .

Воспитатель выкладывает дорожку на пол, в конце кладем обруч. Потом берет за руку малыша, проводит по дорожке, читая стихотворения :

«По ровненькой дорожке шагают наши ножки,

топ-топ-топ-топ».

Когда доходят до конца дорожки со словами «бух в ямку» , присаживаются в обруч.

Повторить 2-3 раза.

Игра «Надувай шарик» .

Учить ребенка отталкивать надувной шарик одной и двумя руками, расширять пассивный словарь словами (улетел-прилетел) . Вызывать чувство радости от выполненных действий. Побуждать к самостоятельным действиям.

Материал : надувной шарик, к которому привязана ленточка.

Воспитатель показывает ребенку шарик, дает его потрогать. Затем легонько отталкивает шарик и предлагает ребенку сделать так же.

Сначала действует рукой малыша, добиваясь чтобы он сам отталкивал шарик.

Отталкивая шарик, воспитатель говорит : «Улетел шарик» , когда шарик возвращается на место : «Прилетел шарик» .

Повторить игру 2-3 раза.

Подвижные игры.

«Прыжки» .

Дети учатся прыгать разными способами : на двух ногах, на одной ножке, с продвижением вперед, через предметы.

«Прыг-прыг, топ-топ»

Воспитатель читает стихотворение и показывает действия, побуждая малышей повторять их…

«Девочки и мальчики, хлоп-хлоп-хлоп!

Прыгают как мячики, прыг-прыг-прыг,

Ножками топочут, топ-топ-топ

Весело хохочут ха-ха-ха».

Затем воспитатель говорит : «Наверное, наши ручки и ножки устали. Давайте сядем и положим ручки на коленочки, пусть они отдохнут».

Все садятся на ковер и отдыхают.

Игру можно повторить.

«Догоните мяч» .

Воспитатель приносит корзину с мячиками (по количеству детей) и предлагает детям поиграть.

Собирает детей вокруг себя и со словами «догоните мячики» бросает их в разные стороны. Дети бегут за мячиками, берут их и складывают обратно в корзину.

Дыхательные упражнения .

Игры-занятия направлены на укрепление дыхательной мускулатуры.

Упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики , разминки после сна, во время прогулки (не менее 2 раз в день)

«Коровка мычит»

Воспитатель предлагает малышам изобразить, как мычит коровка.

Дети делают вдох и на выдохе произносят «му-му» .

«Ветерок» .

Воспитатель предлагает малышам изобразить, как дует ветерок. Вытянуть губки трубочкой и выдохнуть воздух через рот.

Игры повторяются 2-3 раза.

Похожее упражнение «Надуваем шарик» .

«Часики» .

Воспитатель предлагает встать прямо, ноги расставить, руки опустить. Размахивать вперед и назад прямыми руками, произнося «тик-так» .

Игру повторить 2-3 раза.

«Гуси» .

Воспитатель предлагает детям медленно походить по комнате, поднимая и опуская руки в стороны. Руки опускать на выдох с произнесением длительного звука «г-у-у-у» .

Игру повторить 3-4 раза.

Публикации по теме:

Пополнение и создание нестандартного оборудования для закаливания, игр и физических упражнений в группе и на прогулке Автор: Синофеева Е. С. Актуальность: недостаточно оборудования и атрибутов для закаливания, физических упражнений и игр на прогулке весной.

Комплекс ОРУ (общеразвивающих упражнений) «Не размыкая рук» Комплекс ОРУ (общеразвивающих упражнений) «Не размыкая рук» Автор-составитель педагог дополнительного образования первой квалификационной.

Комплекс релаксационных упражнений и гимнастики для глаз Комплексы гимнастики для глаз, рекомендованные методическими раз-работками НИИ дошкольного воспитания, доступны детям. «Поиграем с матрешками».

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия. ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье. 2. Укреплять здоровье.

Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом - ура!» Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом – ура!» (Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы) Вводная часть.

Упражнения для детей в 1 год становятся более разнообразными, поскольку у родителей наконец-то появляется возможность использовать самостоятельную активность малыша. Однако не стоит забывать, что и в этом возрасте важна умеренность и постепенность – все детки разные и имеют различные уровни физического развития.

имеют несколько основных конкретизированных целей. Их подразделяют на упражнения для совершенствования ходьбы, для развития чувства равновесия, способностей в лазании и ползании.

Совершенствование ходьбы: упражнения для детей в 1 год

Развитие чувства равновесия у годовалых детей при помощи упражнений

  1. Раскачивание на качели или качалке многие малыши воспринимают с опаской. Первое время обязательно страхуйте ребёнка и отвлекайте от ощущения опасности забавными потешками.
  2. Залезание на предмет. Наверняка малыш уже проявляет интерес к тому, чтобы самостоятельно взобраться на диван или стул. Помогите ему, уменьшив высоту препятствия подставкой.

Совершенствование навыка лазание

  1. Пролезание через обруч поначалу может не получаться, но если вы в качестве «приманки» используете любимую , ребёнок охотно пролезет через обруч.
  2. Перелезание через препятствие – например, скамеечку. Научите ребёнка делать это правильно – становиться боком и, оперевшись на руки, перелезть сначала в одну сторону, а потом в другую.

Совершенствование навыка ползание

  1. Ползание на четвереньках к году осваивают большинство деток, но если вы пропустили этот этап, не поздно и сейчас. Поиграйте с ребёнком в «собачку», «козлика», «бычка» или любое другое животное.
  2. Ползание по скамейке требует от малыша определённого умения держать равновесие на высоте – взрослый всегда должен страховать ребёнка, когда он выполняет этого упражнение.
  3. Проползание под препятствием, как и пролезание через обруч, стимулируется любимыми игрушками. После проползания ребёнок должен встать и выпрямиться, а позже даже потянуться за игрушкой.

Упражнения для детей в 1 год: организационные вопросы

Для того чтобы привить детям привычку выполнять упражнения с годовалого возраста, придётся проявить упорство и изобретательность.

  • Выбирайте правильное время – физические нагрузки лучше всего давать малышу через полчаса после завтрака или сразу после дневного сна.
  • Выбирайте правильную подачу – превращайте гимнастику в весёлую игру с музыкой, потешками и любимыми игрушками.
  • Используйте фитнес-снаряжение: гимнастический обруч, фитнес-болл, скамейку, коврик для йоги и т.д.
  • Помните о том, что малыши с удовольствием обезьянничают – занимайтесь вместе с ребёнком, подавая ему пример.
  • Не перетруждайте детей – упражнения в 1 год включает в себя 3-5 подходов, 5-7 упражнений и обязательные передышки.

Подбирайте для своего ребёнка только те упражнения, которые соответствуют уровню его физического развития. Соизмеряйте его потребности с возможностями и увеличивайте сложность упражнений для детей в 1 год постепенно.

Упражнения физической нагрузки - для ребёнка второго и третьего года жизни нужно подбирать с учётом индивидуальных особенностей его физического и психического развития. В основу двигательной активности ложатся: ходьба, различные игры с мячом, флажками, другими игрушками, а также лазание, преодоление препятствий. конечно же, самая эффективная форма проведния гимнастики с ребёнком раннего возраста – игра.

Для начала это могут быть простые и интересные задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за подушкой, за креслом. Малыш, отыскивая любимую игрушку, будет стараться преодолевать препятствия, расположенные у него на пути. Например, перелезает через подушку, подползает под низкий столик и т.д.. Постепенно игры становятся сложнее. Поскольку дети в этом возрасте очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте с движениями животных, персонажей из сказок. Усложнять задания надо постепенно, только после того, как малыш овладеет более простыми движениями.

Детям нельзя навязывать выполнение гимнастики. Поэтому постарайтесь превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую вы можете играть и дома, и во время прогулок. Хорошо выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее. В игровой форме давайте малышу интересные задания: "посмотри, что спрятано у меня в руке, (за креслом, под столом). И кроха, отыскивая сюрприз, преодолевает различные препятствия, расположенные у него на пути. К примеру, подползает под низкий столик, перелезает через подушку и т.д.. Постепенно игры необходимо усложнять. Так как дети в этом возрасте стараются подражть взрослым - показывайте упражнения сами, проводите параллель с движениями животных, персонажей из сказок.

Знаем меру

Занятия проводите ежедневно или один раз в два дня, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10-12 минут. Дети раннего возраста быстро утомляются. Поэтому пусть занятия гимнастикой будут не очень долгими (5-6 упражнений - каждое повторяется 3-5 раз) и обязательно включают в себя небольшие паузы отдыха.

Следите, за правильным дыханием во время гимнастики: чтобы ребенок дышал носом, не задерживал дыхание.

Готовимся к гимнастике

На малыша наденьте свободную легкую одежду, из натуральных тканей, если Вы дома – на ногах пусть будут только носочки. Занятия выполняйте при открытой форточке (летом) или в проветренной комнате (зимой).

Прежде чем приступить к веселой гимнастике, приготовьте все необходимое.

Вам понадобятся: забавные игрушки, обруч, большой мяч, палка или доска, ящик, коврик.

Гимнастика для здорового ребенка от 1 года до 3 лет

Мы предлагаем Вам ознакомиться с распостраненными упражнениями для детей от 1 года до 3 лет. Вы можете составить свой комплекс упражнений - ориентируясь именно на своего ребенка. Что ему больше понравится? Что он сможет выполнить, а что для него еще рановато?... Почувствуйте возможности своего ребенка, подберите упражнения - по своей интуиции, но не забывайте, что переутомлять малыша не нужно.

Упражнения для совершенствования ходьбы

Совершенствование ходьбы

Вы стоите на полу, а малыш держится за какой-нибудь предмет, мебель. Поманите ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя от малыша. Повторите 2-4 раза. Если он уже научился ходить - то меняйте направления ходьбы ребенка, отходя то в одну, то в другую строну, так улучшится его ориентация в пространстве.

1) Ходьба по «узкой дорожке».

На полу обозначьте мелом (верёвочками, палочками, либо узор ковра) дорожку (шир. 30 см). В дальнейшем, ориентируясь на возможности ребенка, постепенно сужайте дорожку до 20-10 см.
Предложите ребёнку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие.

Обращайте внимание на положение стоп при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят.

2) Ходьба по наклонной плоскости (с поддержкой)

Укрепите гимнастическую скамейку или доску, приподняв одним конец на высоту 20-25 см. Предложите ребёнку пройти по скамейке вверх, повернуться и спуститься вниз. Помогайте малышу, поддерживая его за руку.

3) Ходьба боком

Научите малыша ходить боком мелкими приставными щажками по дорожке, доске, или гимнастической скамейке. Пусть он научится ходить боком одинаково хорошо, как в правую, так и левую сторону.

4) Ходьба (и бег) в различном темпе

Сначала подготовим ребенка к выполнению задания. Посадите малыша перед собой и попросите показать его ножки. Когда он это сделает - скажите:"Ножки у тбя маленькие, но бегают быстро!

Маленькие ножки

бежали по дорожке!

А у слона - большие ноги, и ходит он тяжело, медленно.

Большие ноги,

шли по дороге! "

Предложите малышу поиграть - получив образы легкого и быстрого, тяжелого и медленного движения - дети обычно с удовольствием перенимают игру, ходят и бегают в соответствии со словами и ритмов припевок.

5) Перешагивание препятствий

Научите кроху ходить, высоко поднимая ноги:

До чего трава высОка,

То крапива, то осока,

Поднимай повыше ноги,

ведь идешь не по дороге!

Предложите ребенку перешагнуть через невысокий предмет (10-15 см.), если упражнение выполняется хорошо - разместите на полу несколько препятствий.

На прогулке следите, чтобы ребенок поднимал ножки хорошо, не шаркал ногами, учите его перешагивать через невысокие бугорки, камешки - результатом будет тот приятный факт - что разбитые коленки буд появляться значительно реже!

6) Игра "по ровненькой дорожке"

"По ровненькой дорожке

Бежали наши ножки. (малыш идет обычным шагом)

По камешкам, по камешкам (перешагивает через воображаемые камешки, высоко поднимая ноги)

И в ямку за товарищем." (приседает)

Затем встает и снова идет:

"Встали мы на ножки

на ровненькой дорожке"

Упражнения в развитии чувства равновесия

Упражнение 2 в предыдущем блоке занятий - тоже помогает развитию чувства равновесия.

7) Раскачиваемся

Посадите малыша на игрушечную лошадь–качалку, а также качель. Подстраховывая его – раскачивайте. Во время такой веселой игры, кроха будет учиться удерживать равновесие, что поможет ему в закреплении навыков ходьбы. На улице - качайте кроху на качелях и каруселях.

8) Мяч с горки

Ребенок на прогулке поднимается на невысокую горку и поворачивается, скатывает мяч вниз и бежит за ним.

9) Залезание на предмет (ящик, диван)

Вначале предложите малышу залезть на ящик высотой 10-15 см, а потом на диван высотой 40 см. Для этого - предложите ему игру: "Найди мишку" . Спрячьте его любимую игрушку, например, мишку за спинкой кресла, так чтобы она была не полностью видна ребенку. "Где мишка?" Увидев его, малыш с радотью будет пытаться залазить на кресло - и это у него обязательно получится! Если кресло слишком высоко для него - подставьте ему под ноги подушечку или другой вспомогательный предмет.

Упражнения в лазанье

Предыдущее упражнение 9 - прекрасно подходит и как упражнение в лазанье.

Если малыш уже научился залезать на диваны и кресла - пора установить дома небольшую шведскую стенку или лесенку. Побуждайте малыша залазить на нее хотя бы на несколько ступенек, а затем и слазить. Полезно учить малыша влазить по наклонной лесенке-доске.

10) Пролезь в окошко

Вы держите обруч, через который ребенку видна игрушка, привлекающая его внимание. Кроха пролезает через обруч и выпрямляется. Положите игрушку повыше, так чтобы малышу пришлось тянуться за ней.

Либо можно выстроить это занятие в виде игры:

"Петушок-петушок!

Золотой гребешок!

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошку!"

11) Перелазание через скамейку

Научите ребенка правильно прелезать через препятствие (скамейку). Пусть ребенок встанет боком к скамейке, обопрется об нее руками и перелезет, как это показано на рисунке справа.

Повторите упражнение несколько раз в обе стороны.

Упражнения в ползании

Если Ваш ребенок не ползал на четвереньках на первом году жизни, то еще не позно научить его этому. Ползание хорошо укрепляет мышцы всего туловища, рук, ног, развивает координацию движений.

12) Собачка, бычок, козлик

Пусть ребенок поползает на четвереньках, пожражая собаке. Затем, так-же - но поворачивая голову направо и налево, как бодающийся бычок. Можно при этом произносить "Му-му!". Потом - передвижение мелкими шажками, и произнося "ме-е-е! ме-е-е!". Кто это? Козлик!

13) Ползание по скамейке

Пусть малыш походит на четвереньках по скамейке, сохраняя равновесие.

Не забывайте его подстраховывать.

14) Проползание под препятствием (палкой или доской, низким столиком)

Установите препятствие на высоте 30-50 см. После проползания пусть малыш встанет и достанет игрушку, положенную, к примеру, на стол.

Общеукрепляющие упражнения

Упражнения для рук и плечевого пояса

15) Бабочка

Исходное положение: Ребенок стоит, его руки свободно опущены вдоль тела. Затем - он поднимает руки в стороны
и помахивает кистями рук - «бабочка порхает».

Затем сгибает руки на уровне плеч и прикасается пальцами к плечам - «бабочка сложила крылышки».

Так можно ходить по комнате, помахивая кистями прямых рук, поднятых в стороны, - «бабочка летает».

16) «Покажи ладошки»

Кроха стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельно друг другу, руки
опущены. Попросите его вытянуть обе руки вперед ладонями вверх -
«Покажи ладошки», затем спрятать за спину - «Спрячь ладошки».

17) «Часики»
Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль тела. Размахивает
обеими руками вперед - «тик», назад -«так».

18) «Намотай нитку»
Ребенок стоит прямо, ноги врозь. Руки сгибает перед грудью, пальчики сжаты
в кулачки. Надо показать ему - как делаются круговые движения кистями, как бы наматывая нитку на клубок.

20) Расти большим!

Ребенок стоит прямо, немного расставив ноги, руки опущены вдоль тела. , Поднимает руки и тянется вверх.

«Колесо»
Малыш стоит прямо, руки опущены вниз, ноги на ширине плеч.

Делает круговые движения прямыми руками вперед-вверх-назад. И в обратную сторону.

21) «Самолет»
Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Поднимает руки в стороны и, наклоняя
туловище то вправо, то влево, делает большие махи руками. Рисунок справа.

22) «Птичка перелетная»
Ребенок ходит-бегает по комнате, размахивая руками, как птица.

23) «Барабанщик»
Дайте ребенку барабан (повесьте на шею), пусть он походит по комнате и побарабанит от души размашистыми движениями.

24) «Помогаем маме - "подметаем пол"»
Малыш ходит, немного наклонившись вперед, и делает руками размашистые движения,
имитирующие подметание пола. Либо - дайте ему в руки веник, и он сам покажет - как надо подметать!)

25) «Паровозик»
Малыш бегает по комнате, делая попеременные круговые движения согнутыми
руками вперед-назад и приговаривая: «Чух-чух-чух!».

26) Игра «Пилим дрова»
Встаньте с малышом лицом друг к другу, или сядьте на пол и возьмитесь за руки. Ноги слегка расставлены, одна рука впереди. Попеременно сгибайте и разгибайте руки, произнося «вжжик-вжжик». Движения должны быть ритмичные, плавные. Можно держаться за кольца.

Упражнения для ног

27) Приседание (с обручем)

Ребенок держится обеими руками за обруч, который находится у Вас в руках. По команде «Сядем!» ребенок приседает, не отпуская обруча. Приседайте вместе с ним.

28) Приседание за игрушкой

Положите 2-3 игрушки в разных концах комнаты. Побуждайте ребенка приседать, чтобы он поднял игрушки. Повторите 2-3 раза.

29) "Стал маленьким, стал большим"

Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельны,
руки опущены. Низко приседает - «стал маленьким», затем встает -
«стал большим».
Можно помочь малышу выполнить это упражнение, поддерживая его
за палочку

30) Собираем грибочки

Малыш ходит по комнате и нагибается, приседает - собирая грибочки.

31) «Покачай ногой».

Кроха стоит, держась одной рукой за спинку стула. Покачивает ногой (дальней от стула) вперёд – назад. Поворачивается и покачивает другой ногой.

32) «Догонялки».

Малыш бегает по комнате, а вы ловите его.

33) "Цветочки распустились"

Объясните ребенку, что некоторые цветочки ночью сворачивают свои лепестки, а утром, когда всходит солнышко - раскрываются. предложите ему поиграть: когда Вы говорите "ночь" - цветочек (то есть он) - должен присесть и свернуть лепестки (руки). а когда говорите: "День" - цветочек поднимается, распускает лепесточки.

Упражнения для туловища

34) Сгибание разгибание туловища

Посадите ребенка к себе на колени. Зажмите своими бедрами его голени. Проводите сгибание и разгибание туловища малыша. Повторите 3-4 раза.

35) «Наклоны с прямыми ногами»

Для начала помогите малышу: поставьте его спиной к себе и придерживайте
колени, не давая им сгибаться. Ребенок наклоняется за игрушкой,
затем выпрямляется.
Позже малыш наклоняется самостоятельно, не сгибая коленей, старается
достать игрушку или носки ног.

36) «Велосипед»
Ребенок лежит на спине, слегка согнув ноги. Поочередно сгибает и
разгибает ноги, имитируя езду на велосипеде

37) "Ежик»
Малыш лежит на спине, обхватывает руками колени и прижимает согнутые ноги к груди.

Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Затем снова ложится на спину, потягивается, руки выпрямлены
вверх, за голову.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

38) «Повороты в стороны»
Малыш стоит на коленях. Попросите его брать игрушку с одной.
стороны и, поворачивая туловище, класть ее на другую сторону., так например можно делать с пирамидкой и кольцами к ней

39) «Ласточка»
Ребенок лежит на животе, руки разведены в стороны. Слегка прогибаясь, поднимает голову и руки.
Поддерживайте его за разведенные в стороны руки, спомощью гимнастических колец.

40) «Рыбка»
Ребенок лежит на животе, согнутые руки под грудью. Выпрямляя руки, прогибается
спиной, поднимает голову и грудь.

41) «Кошечка»
Ребенок встает на четвереньки. Опускает голову, выгибает спину вверх, как
киска. Затем поднимает голову и проггибает спину, потягивается.

42) «Черепашка спряталась»
Ребенок ложится на спину, руки вытянуты вдоль тела. Сжимается в комочек, притягивая
руками колени к груди и старается коснуться лбом коленей. Покачивается в таком положении вперед-назад

43) «Бревнышко»
Малыш ложится на спину, руки вытянуты вверх, за голову. Поворачивается на бок, не сгибая ни туловища, ни ног, ни рук, затем поворачивается на живот. Покататься «бревнышком по полу.

44) Тачка

Помогите ребенку передвигаться на руках по полу - так как показано на рисунке!

Упражнения с мячом

Все дети любят играть с мячом - и это прекрасное физическое развитие, развитие ловкости рук и общей локомоторики.

45) Катание мяча

Сядьте с ребенком на пол друг напротив друга, широко расставив ноги. Катайте большой мяч в любом заданном направлении. Повторите 6-8 раз.

46) Бросание мяча

Ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Пусть он бросает мяч двумя руками в любом направлении или в большую цель. Не ставьте перед ребенком трудновыполнимых задач.

Предложения в этой статье система гимнастических упражнений основана на методиках известных петербургских педиатров: К. Д. Губерта, М. Г. Рысса, А. Ф. Тура, которые давно и с большим успехом применяются в детских оздоровительных и лечебных учреждениях.

Давайте вместе научимся проводить
гимнастику для детей в возрасте от 6 до 9 месяцев и от 9 месяцев до года на простых комплексах.

Возрастные особенности детей от 6 до 9 месяцев

После 6-ти месяцев у ребенка особенно быстро развиваются произвольные движения. По просьбе взрослого он подает ручку, машет ею, подолгу занимается с игрушками, начинает лепетать.

Семимесячные дети сидят без опоры; в положении сидя выпрямляют и наклоняют туловище; встают на колени; цепляясь за сетку кровати, поднимаются на четвереньки; начинают ползать.

Восьмимесячные сами садятся и ложатся; встают на ноги, цепляясь за неподвижный предмет; хорошо ползают; переступают при поддержке за руки. Девятимесячные могут долго стоять, держась за одну руку; переступают, ухватившись за перила кровати.

Поэтому в комплекс включаются упражнения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению, стоянию, и дыхательные упражнения.

Общая продолжительность занятий 8-10 минут.

Гимнастика: упражнения для детей от 6 до 9 месяцев

1. Круговые движения руками. Исходное положение (в дальнейшем: И, п.) - лежать на спине, ногами к переднему краю стола и обхватить руками большие пальцы взрослого. Выпрямленными ручками проделывайте круговые движения в плечевых суставах снизу вверх и сверху вниз (4-6 раз). Цель - углубление дыхания и укрепление мышц плечевого пояса.

2. Поднимание выпрямленных ног. И. п.- то же. Обхватите голени малыша так, чтобы большие пальцы лежали на задней стороне ножки, а остальные на коленях. Приподнимайте выпрямленные ножки до вертикального положения и плавно опускайте (4-6 раз). Цель - укрепление мышц брюшного пресса, ног и углубление дыхания (рис. 1).

3. Отведение плеч назад со сведением лопаток. И. п.- лежать на животе, ногами к переднему краю стола. Дайте малышу обхватить свои указательные пальцы и выпрямляйте его руки вперед. Головку слег­ка приподнимите над столом; затем согните ручки в локтях и прижмите их к бокам, а плечи отводите на­зад до наибольшего сближения лопаток (1-2 раза). Цель - укрепление мышц спины и плечевого пояса.

4. Присаживание при потягивании за согнутые в локтях руки. И. п. - лежать на спине, ногами к переднему краю стола и обхватить указательные пальцы взрослого. Слегка потягивая за согнутые в локтях ручки, помогайте ребенку приподняться и присесть (1-2 раза). Цель - укрепление рук, плечевого пояса и брюшного пресса, развитие навыка самостоятельно садиться.

5. Приподнимание ребенка на ноги при поддержке за кисти рук. И. п.- лежать на животе, ногами к переднему краю стола, обхватить указательные пальцы взрослого. Ручки выпрямите вперед, приподнимите взерх и отведите немного назад. При этом ребенок зстает сначала на колени, а затем на ноги (1-2 раза). Цель - укрепление мышц спины, шеи и ног, развитие навыка вставать.

6. Присаживание при поддержке за одну руку. И. п.- лежать на спине, ногами к переднему краю стола. Положите одну руку на колени, другой придерживайте отведенную в сторону ручку. Со словами «сядь», «сядь» помогайте присаживаться. Придерживайте попеременно за одну и другую ручку (1-2 раза). Цель - укрепление мышц брюшного пресса и развитие навыка садиться.

7. Ползание. И. п. - лежать на животе, ногами к переднему краю стола. Перед малышом положите яркую игрушку. Ножки его согнуты в коленях и тазобедренных суставах. Если ребенок при этом самостоятельно не продвигается вперед, то подложите свою правую руку под его грудь и продвигайте вперед (4-6 раз). Цель - укрепление мышц ног, живота и спины, развитие ползания (рис. 2).

8. Переступание при поддержке за кисти рук. И. п.- стоять лицом к взрослому. Придерживая за кисти согнутых в локтях ручек, со словами «иди», «иди» помогайте ребенку переступать и делать 5-8 шагов (1-2 раза). Цель - укрепление мышц ног и туловища, развитие умения ходить.

Возрастные особенности детей от 9 месяцев до года

Девятимесячные дети при небольшой поддержке хорошо стоят. Вот почему некоторые упражнения даются из исходного вертикального положения. В этом возрасте возникает понимание речи, поэтому и упражнения сопровождайте краткими словами.

Десятимесячные недолго стоят без опоры, ходят, придерживаясь, например, за каталку.

Одиннадцатимесячные долго стоят без опоры, ходят при поддержке за одну ручку, пытаются делать первые шаги.

Годовалые дети начинают самостоятельно ходить; стоя без опоры, приседают и выпрямляются.

Общая продолжительность занятий 10-12 минут.

Гимнастика: упражнения для детей от 9 месяцев до года

1. Круговые движения руками. И. п.- лежать на спине, ногами к переднему краю стола. Ребенок и взрослый держатся за небольшие кольца. Круговые движения производите в одну и другую стороны (4-6 раз). Цель - углубление дыхания и укрепление мышц плечевого пояса.

2. Приподнимание выпрямленных ног. И. п.- то же. На высоте выпрямленных ножек поднимите палочку и со словами «выше», «выше» добейтесь, чтобы ребенок дотянулся до нее ногами (2-3 раза). Цель-укрепление мышц брюшного пресса и углубление дыхания.

3. Вставание на ноги из положения лежа на животе. И. п. - лежать на животе, ногами к переднему краю стола. При помощи колец, за которые держатся ребенок и взрослый, помогите встать на ножки малышу (1 - 2 раза). Цель - укрепление мышц плечевого пояса, ног и туловища.

4. Наклон и выпрямление туловища. И. п. - стоять, прислонившись спиной к взрослому. У ног ребенка положите игрушку, удобную для захватывания. Одной рукой придерживайте малыша за колени, а другой за животик. Со словами «возьми», «возьми» добейтесь, чтобы он взял игрушку и снова выпрямился (2-3 раза). Цель-укрепление мышц спины, живота и разви¬тие координации з работе мышц туловища (рис. 3).

5. Сгибание и разгибание рук. И. п.- стоять лицом к взрослому и держаться за кольца, которые одновременно держит и взрослый. Производите попеременное сгибание и разгибание рук в плечевом и локтевом суставах (6-8 раз). Цель - укрепление рук и мышц плечевого пояса.

6. Приседание. И. п.- то же. Придерживая ребенка за обе согнутые в локтях руки, побуждают его к приседанию, произнося: «присядь», «присядь» (2-3 раза). Цель - укрепление мышц туловища, ног, рук и плечевого пояса (рис. 4).

7. Ходьба за каталкой. Держась за спинку каталки обеими руками или одной рукой, ребенок шагает за ней в течение 1-2 минут. Цель-развитие навыка к самостоятельной ходьбе.

Мамочки, внимание! Если у ребеночка есть особенности в развитии, врач наверняка “пропишет” вам специальную лечебную гимнастику для детей до года.

И напоследок очень полезное видео, которое наглядно покажет, как проводить массаж и гимнастику с детьми до 1 года: