Меню

Набор методик для динамической диагностики развития дошкольников. Выводы об уровне развития

Беременность

Динамическое обследование дошкольников.

Цели и задачи: прослеживание динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.

    Методика Р.С. Немова «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Особенностью живого детского ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.

Джордано Бруно

Приём предполагает определение ребёнком за минуту четырнадцати знакомых предметов, которые представлены в трёх контурных изображениях.

    оценку уровня восприятия малыша;

    выявление способности формировать образы в сознании;

    определение умения составлять умозаключения, связанные с этими образами;

    анализ словесного выражения идей относительно предмета рассуждения.

Методика используется в работе с детьми 4–6 лет.

Форма проведения диагностики - индивидуальная, так как малыш непременно должен устно назвать увиденные предметы (при этом задача взрослого - зафиксировать сказанное). Чтобы результаты теста были объективными, необходимо выбрать момент, когда испытуемого ничего не беспокоит, он уравновешен и готов поиграть.

Инструкция по организации тестирования:

    В начале работы ребёнку представляются 3 рисунка, которые сопровождаются комментарием взрослого: «Ты видишь очертания предмета, внутри него, как в мешке Деда Мороза, спрятались разные интересные штуковины. Попробуй их найти и как можно быстрее назвать».

    Малыш определяет распознанные объекты, а взрослый фиксирует их количество удобным для себя способом.

    Если ребёнок спешит, не найдя все предметы на одной картинке сразу же переходит к следующей, то экспериментатору следует мягко вернуть малыша к работе над предыдущим изображением.

    По прошествии минуты взрослый подсчитывает результаты.

Для оценки результатов исследования необходимо учесть время, затраченное на работу:

    10 баллов - внятно названы все 14 объектов меньше чем за 20 секунд;

    8–9 - ребёнком правильно определены 14 предметов за 21–30 секунд;

    6–7 - испытуемый отыскал всё за 31–40 секунд.

    4–5 - малышу потребовалось 41–50 секунд;

    2–3 - на поиск ушло 51–60 секунд;

    0–1 - больше чем за 1 минуту малыш так и не смог назвать все скрытые объекты.

По итогам подсчёта баллов экспериментатор может сделать вывод об уровне образного восприятия ребёнка:

    10 очков - очень высокий;

    8–9 - высокий;

    4–7 - средний уровень;

    2–3 - ниже среднего;

    0–1 - очень низкий.

    Методика «Изучение образной памяти дошкольников»

Сущность методики заключается в том, что, испытуемому предлагается в течении 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, - нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов:

    Высокий уровень – 8 – 12 ответов,

    Средний уровень – 4 – 7 ответов,

    Низкий уровень – 3 – 0 ответов.

    Воспроизведение рассказа (детский вариант).

Назначение теста:

Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.

Описание теста:

Для теста необходим текст, напечатанный или написанный крупным шрифтом на карточке. Текстов должно быть несколько, разной степени сложности, в виде басен или рассказов, так как они позволяют впоследствии обсудить смысл текстов с испытуемым.

Дети старше 11 лет сами читают предложенный им рассказ, а потом пишут изложение. Детям младше 11 лет читают вслух, а потом они устно пересказывают услышанное. Пересказ можно постепенно перевести в обсуждение в виде вопросно-ответной формы, что позволяет судить о понимании переносного смысла и подтекста рассказов испытуемым.

Тестовый материал:

Рассказы для маленьких детей

Рассказ №1

Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Рассказ №2

Жила-была девочка Маша. Один раз она хотела пойти с мамой гулять. Мама говорит: «Маша, какая ты грязная, пойди умойся». А Маша не хочет мыться. Мама не взяла Машу с собой. Пошла гулять одна. Тогда Маша быстро умылась, побежала к маме и пошла гулять вместе с мамой.

Рассказ №3

Жила-была девочка Наташа. Купил ей папа в магазине кораблик. Взяла Наташа большой таз, налила воды и пустила кораблик плавать, а в кораблик посадила зайку. Вдруг кораблик перевернулся, а зайка упал в воду. Наташа вытащила зайку из воды, вытерла его и положила спать.

Рассказ №4

Жила-была девочка 3ина. Пошла Зина один раз в садик гулять. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дорожке и пищит. Девочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птичку в гнездышко.

Рассказы для старших детей

Плохой сторож

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.

Галка и голуби

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.

Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.

Муравей и голубка

Муравей захотел напиться и спустился вниз, к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Логика

Студент приехал на каникулы домой. Он нашел отца в кухне, где старик собирался приготовить себе яичницу из трех яиц.

Отец спросил сына: «Расскажи, чему ты обучался в городе». Сын ответил, что он изучал логику.

Отец не знал, что такое «логика», и попросил объяснить ему, в чем заключается эта наука.

Сын ответил: «Я тебе сейчас объясню, что это такое, и логически докажу, что у тебя в миске не три, а пять яиц. Слушай только меня внимательно. Вот у тебя в миске три яйца. Ты же знаешь: число три содержит в себе число два. А два да три яйца составляют вместе пять яиц».

«Ну, сынок, – отвечал отец, – вижу, что тебя обучили делу. Я сейчас сделаю себе яичницу из трех яиц, а ты готовь себе яичницу из остальных двух яиц, которые ты отыскал в моей миске по своей логике».

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить.

Самые красивые

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:

Вы не видели моих птенцов?

А какие они?

Самые красивые!

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – и он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, мальчик слез с дерева и смеется.

Ну, что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Обработка результатов теста:

Исследователь анализирует средства, использованные ребенком для заучивания текста, особенности регуляции его познавательных процессов, устойчивость внимания при прослушивании текста, наличие самостоятельных возвратов к недостаточно внимательно прочитанным фразам текста, трудности устного или письменного изложения.

    Методика «Времена года»

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2 мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов:

10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов - ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов - низкий.

0-3 балла - очень низкий.

    Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман

Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

    продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

    умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

    взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

    взаимопомощь по ходу рисования;

    эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

    Низкий уровень : в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

    Средний уровень : сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

    Высокий уровень : рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Консультантам, работающим в сфере менеджмент-консалтинга, хорошо известно, что наиболее частой причиной внезапного падения производственных и коммерческих показателей фирмы является ухудшение социально-психологического климата организации в целом или в отдельных ее подразделениях. Зачастую резкое изменение социально-психологического климата связано со сменой руководства. Новый начальник приходит со своим пониманием «правильных» отношений в коллективе и активно начинает внедрять их в жизнь. Последствия часто бывают плачевны: старые традиции, правила, наработанные отношения рушатся, а новые - не приживаются. Как итог - падение заинтересованности в результатах деятельности, повышение текучести кадров, снижение мотивации и т. п.

Изменения социально-психологического климата могут быть не так кардинальны. Однако кадровик-профессионал всегда помнит о необходимости периодического мониторинга социально-психологического климата во всех подразделениях организации - как ключевых, так и второстепенных.

Социально-психологический климат трудового коллектива - это социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений его членов к коллективу как к целому. Социально-психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния.

Межличностные отношения - это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга. Межличностные отношения обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности, а также ценностями, на которых основывается общение людей. Совместная деятельность любой организации связана с решением определенной задачи (производственной, научной, коммерческой) и наличием у ее участников единой цели.

Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих показателей.

Сплоченность - один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными переменными - уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для ее членов.

Ответственность - контроль над деятельностью с точки зрения выполнения принятых в организации правил и норм. В подразделениях с положительным социально-психологическим климатом сотрудники стремятся к принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности.

Контактность и открытость - определяют степень развития личных взаимоотношений сотрудников, уровень психологической близости между ними.

Социально-психологический климат в подразделении во многом зависит от уровня совместимости и сработанности членов группы. Совместимость и сработанность определяют степень взаимосвязанности и взаимозависимости сотрудников. Эффективно работающая группа - группа психологически целостная. Вместо множества «Я» возникает понятие «МЫ». Мнения, оценки, чувства и поступки отдельных «Я» сближаются; появляются общие интересы и ценности; взаимодополняются интеллектуальные и личностные особенности. Совместно выполняя задания, решая проблемы, люди вырабатывают специфические, только для этой группы присущие способы регуляции познавательных и эмоциональных процессов, стратегии поведения, общий для группы стиль деятельности. В таких коллективах между людьми происходит обмен опытом, перенимается стиль поведения, расширяется набор индивидуальных возможностей, развиваются способность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями других людей. На определенном этапе взаимодействия сотрудников коллектив может добиться оптимальной совместимости и сработанности.

Особенности психологического климата в подразделениях влияют на производственные, социальные и социально-психологические процессы в конкретном подразделении и во всей организации. С уверенностью можно утверждать, что социально-психологический климат в отдельных подразделениях во многом определяет производственные успехи организации и ее положение на рынке. Поэтому диагностика и формирование позитивного социально-психологического климата во всех подразделениях организации - насущная задача каждого кадровика. Мы предлагаем Вам три методики, которые позволяют исследовать основные показатели социально-психологического климата в подразделении. Они достаточно просты в проведении и обработке результатов, экономны по времени, однако позволяют эффективно диагностировать особенности психологического климата и предпринимать соответствующие мероприятия по его оптимизации.

Методики для изучения социально-психологического климата трудового коллектива

Методика выявления степени интеграции
«СПСК» - социально-психологическая самооценка коллектива (методика О. Немова)

Инструкция. Ознакомившись со списком суждений, оцените, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений.

Варианты ответов:
«все» - 6 баллов;
«почти все» - 5 баллов;
«большинство» - 4 балла;
«половина» - 3 балла;
«меньшинство» - 2 балла;
«почти никто» - 1 балл;
«никто» - 0 баллов.

Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.

Опросный лист

Суждения

Оценка

Свои слова подтверждают делом
Осуждают проявления индивидуализма
Имеют сходные убеждения
Радуются успехам друг друга
Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений
Умело взаимодействуют друг с другом
Знают задачи, стоящие перед коллективом
Требовательны друг к другу
Все вопросы решают сообща
Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом
Доверяют друг другу
Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений
Бесконфликтно распределяют обязанности между собой
Знают итоги работы коллектива
Никогда и ни в чем не ошибаются
Объективно оценивают свои успехи и неудачи
Личные интересы подчиняют интересам коллектива
Одному и тому же посвящают свой досуг
Защищают друг друга
Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений
Взаимно дополняют друг друга в работе
Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива
Работают над решением задач и проблем с полной отдачей
Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива
Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей
Помогают друг другу
К новичкам, старым членам коллектива и представителям других подразделений предъявляют одинаково справедливые требования
Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе
Знают правила поведения в коллективе
Никогда и ни в чем не сомневаются
Не бросают начатое дело на полпути
Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения
Одинаково оценивают интересы коллектива
Искренне огорчаются при неудачах коллег
Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений
Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач
Хорошо знают свои обязанности
Сознательно подчиняются дисциплине
Верят в свой коллектив
Одинаково оценивают неудачи коллектива
Тактично ведут себя в отношении друг друга
Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и представителями других подразделений
Быстро находят между собой общий язык
Хорошо знают приемы и методы совместной работы
Всегда и во всем правы
Общественные интересы ставят выше личных
Поддерживают полезные для коллектива начинания
Имеют одинаковые представления о нормах нравственности
Доброжелательно относятся друг к другу
Тактично ведут себя по отношению к новичкам и членам других подразделений
Берут на себя руководство коллективом, если потребуется
Хорошо знают работу товарищей по коллективу
По-хозяйски относятся к имуществу фирмы
Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции
Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности
Уважают друг друга
Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов
Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости
Знают черты характера друг друга
Все умеют делать
Ответственно выполняют любую работу
Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив
Одинаково оценивают правильность распределения поощрений
Поддерживают друг друга в трудные минуты
Радуются успехам новичков и представителей других подразделений
Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях
Хорошо знают привычки и склонности друг друга
Активно участвуют в общественной работе
Постоянно заботятся об успехах коллектива
Одинаково оценивают справедливость наказаний
Взаимно относятся друг к другу
Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений
Быстро находят вариант распределения обязанностей, который устраивает всех
Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга

Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.

Шкала достоверности - вопросы 16; 31; 46; 61. Чем больше положительных ответов дал сотрудник по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики.

Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе
(А. С. Михайлюк, Л. Ю. Шарыто)

Предлагаемая методика позволяет делать периодические «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать эффективность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат. Такие измерения полезны при изучении степени адаптации новых сотрудников, отношения к труду, причин текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.

Методика позволяет диагностировать три компонента психологического климата: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. Для измерения эмоционального компонента используется критерий привлекательности - на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - неприятный». Вопросы, направленные на измерение поведенческого компонента, конструируются на основе критерия «желание - нежелание работать в данном коллективе», «желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание - незнание особенностей характера членов коллектива».

Инструкция. Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является оптимизация психологического климата в коллективе.
Внимательно прочитайте варианты ответа.
Выберите один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению.
Поставьте рядом с ним знак «+» или предлагаемую оценку.

Опросный лист

Вопросы

Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны:
А) большинство членов нашего коллектива - хорошие симпатичные люди;
Б) в нашем коллективе есть всякие люди;
В) большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные.
Думаете ли Вы, что было бы весьма неплохо, если бы члены Вашего коллектива жили неподалеку друг от друга?
1 - нет;
2 - скорее нет, чем да;

4 - скорее да, чем нет;
5 - да, конечно.
Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:
А) деловых качеств большинства членов коллектива __________;
Б) личных качеств большинства членов коллектива ___________.
1 - нет;
2 - пожалуй, нет;
3 - не знаю, не задумывался об этом;
4 - пожалуй, да;
5 - да.
Цифра «один» на приведенной ниже шкале характеризует коллектив, который Вам очень не нравится, а цифра «девять» - коллектив, который Вам очень нравится. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись:
А) это меня бы вполне устроило;
Б) не знаю, не задумывался над этим;
В) это меня бы совершенно не устроило.
Могли бы Вы с достаточной уверенностью определить, с кем охотно общаются по деловым вопросам большинство членов Вашего коллектива?
А) нет, не мог бы;
Б) не знаю, не задумывался об этом;
В) да, мог бы.
Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра «один» соответствует нездоровой атмосфере, а цифра «девять» - наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения, понимания. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как Вы думаете, если бы Вы по какой-либо причине долго не работали (болезнь, декретный отпуск, пенсия и т. п.), Вы бы стремились встречаться с членами Вашего коллектива?
1 - нет;
2 - скорее нет, чем да;
3 - не знаю, не задумывался об этом;
4 - скорее да, чем нет;
5 - да, конечно.

Обработка результатов , полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм: анализируются различные стороны отношений к коллективу для каждого сотрудника в отдельности. Каждый компонент трактуется тремя вопросами, причем ответ на них принимает одну из трех возможных форм: +1; 0; –1. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого сотрудника на вопросы по данному компоненту должны быть обобщены следующим образом:

Положительная оценка (+1). К этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы (4, 5 - на ответы-утверждения; 7, 8, 9 - на ответы по шкале «1–9») даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий может иметь другой знак;

Отрицательная оценка (–1). Сюда входят сочетания, содержащие три отрицательных ответа (1, 2 - на ответы-утверждения; 1, 2, 3 - на ответы по шкале «1–9») или два ответа отрицательные, а третий может иметь другой знак;

Неопределенная (противоречивая) оценка (0). Эта категория включает такие случаи:

    на все три вопроса дан неопределенный ответ (3 - на ответы-утверждения; 4, 5, 6 - на ответы по шкале «1–9»);

    ответы на два вопроса - неопределенные, а третий может иметь другой знак;

    один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки.

На опросном листе вопросы 1-й, 4-й, и 7-й относятся к эмоциональному компоненту; 2-й, 5-й, 8-й - к поведенческому компоненту; 3-й, 6-й - к когнитивному (причем вопрос 3 содержит две позиции).

По группе ответов строится таблица для всех сотрудников подразделения:

В каждой клетке таблицы должен стоять один из знаков: +1; 0; –1.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента:

Э = Е(+) – Е(–) / n , где

Е(+) - количество всех положительных ответов;
Е(–) - количество всех отрицательных ответов;
n - число сотрудников, принявших участие в опросе.

Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от +1 до –1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние данные. Для этого континуум возможных оценок (от +1 до –1) делится на три равные части:

От –1 до –0,33 - средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются отрицательными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается неудовлетворительным.

От –0,33 до +0,33 - средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются противоречивыми. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается противоречивым, неопределенным и нестабильным.

От +0,33 до +1 - средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются положительными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается как благоприятный.

В соответствии с полученными результатами должны строиться мероприятия по улучшению психологического климата в подразделении.

Зрительно-аналоговая шкала оценки организационного климата

Результаты двух описанных выше тестов можно дополнить зрительно-аналоговым выражением различных показателей, характеризующих те или иные аспекты социально-психологического климата в подразделении. Мы предлагаем Вам для оценки три параметра: сработанность, совместимость и успешность выполнения задач. В зависимости от конкретных проблем в том или ином подразделении Вы по своему усмотрению можете дополнить этот перечень любым показателем.

Графические данные можно перевести в количественные показатели. Для этого перед проведением исследования выбирается определенная длина линии (например, 20 см). Для полученных от каждого сотрудника ответов находятся численные показатели. После чего подсчитывается среднее значение каждого показателя в подразделении.

1. Отметьте на приведенной ниже линии, насколько «сработано» Ваше подразделение в организации. Отметка в начале шкалы будет означать, что Ваша группа совершенно не сработана. Отметка в конце шкалы - Ваша группа сработана настолько, насколько это возможно. При оценке подразделения ориентируйтесь на определение сработанности, которое приводится ниже.

Сработанность - это согласованность в работе между партнерами, т. е. лучшее сочетание их действий во времени и пространстве. Для сработанности ведущим есть поведенческий компонент - высокая результативность взаимодействия, удовлетворенность, прежде всего, успешностью работы, и как следствие, отношениями с партнером, низкие эмоционально-энергетические затраты. Сработанность определяет нацеленность на результат, продуктивность взаимодействия.

2. Аналогично отметьте на линии, приведенной ниже, насколько психологически совместима Ваша группа. При оценке подразделения ориентируйтесь на определение совместимости, которое приводится ниже.

Совместимость - это такой эффект взаимодействия, который характеризуется максимально возможной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом; это оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность группы в данном составе работать бесконфликтно и согласованно. Основным компонентом совместимости является эмоциональный компонент - удовлетворенность общением с партнером, высокие эмоционально-энергетические затраты. Совместимость определяет хорошие межличностные отношения.

3. На линии, приводимой ниже, укажите, насколько успешно выполняет Ваша группа поставленную задачу.

Очень
низкая
успешность

Очень
высокая
успешность

0 ___________________________________________ 100

  • Психология: личность и бизнес

Восприятие и идентификация предметов окружающей действительности - важный этап интеллектуального развития ребёнка. Кроме того, это один из показателей готовности малыша к обучению в школе. Для определения его соответствия возрастным нормам применяется методика Р.С. Немова «Какие предметы спрятаны в рисунках?».

Методика Р.С. Немова: автор, суть, цели

Особенностью живого детского ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.

Джордано Бруно

Связное словесное описание увиденного является ключевым пунктом диагностики детей при поступлении в школу. Для этого используется несколько методик, самой известной из которых считается тест прославленного отечественного психолога, педагога, члена-корреспондента Международной академии психологических наук, автора более десятка учебников по психологии и психодиагностике Роберта Семёновича Немова «Какие предметы спрятаны в рисунке?». Приём предполагает определение ребёнком за минуту четырнадцати знакомых предметов, которые представлены в трёх контурных изображениях. Целями тестирования автор выделил:

  • оценку уровня восприятия малыша;
  • выявление способности формировать образы в сознании;
  • определение умения составлять умозаключения, связанные с этими образами;
  • анализ словесного выражения идей относительно предмета рассуждения.

Методика используется в работе с детьми 4–6 лет.

Проведение теста «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Форма проведения диагностики - индивидуальная, так как малыш непременно должен устно назвать увиденные предметы (при этом задача взрослого - зафиксировать сказанное). Чтобы результаты теста были объективными, необходимо выбрать момент, когда испытуемого ничего не беспокоит, он уравновешен и готов поиграть.

Инструкция по организации тестирования:

  1. В начале работы ребёнку представляются 3 рисунка, которые сопровождаются комментарием взрослого: «Ты видишь очертания предмета, внутри него, как в мешке Деда Мороза, спрятались разные интересные штуковины. Попробуй их найти и как можно быстрее назвать».
  2. Малыш определяет распознанные объекты, а взрослый фиксирует их количество удобным для себя способом.
  3. Если ребёнок спешит, не найдя все предметы на одной картинке сразу же переходит к следующей, то экспериментатору следует мягко вернуть малыша к работе над предыдущим изображением.
  4. По прошествии минуты взрослый подсчитывает результаты.

Обработка и интерпретация результатов

Для оценки результатов исследования необходимо учесть время, затраченное на работу:

  • 10 баллов - внятно названы все 14 объектов меньше чем за 20 секунд;
  • 8–9 - ребёнком правильно определены 14 предметов за 21–30 секунд;
  • 6–7 - испытуемый отыскал всё за 31–40 секунд.
  • 4–5 - малышу потребовалось 41–50 секунд;
  • 2–3 - на поиск ушло 51–60 секунд;
  • 0–1 - больше чем за 1 минуту малыш так и не смог назвать все скрытые объекты.

По итогам подсчёта баллов экспериментатор может сделать вывод об уровне образного восприятия ребёнка:

Если малыш получил оценку от 4 до 7 баллов, то достаточно продолжать занятия с ним, направленные на концентрацию внимании и образное восприятие информации. Для этого отлично подходит чтение сказок вслух с последующим выполнением заданий (решением ребусов, разгадыванием кроссвордов, ответами на вопросы к тексту, зарисовками главных героев повествования и так далее). При показателях от 0 до 3 очков рекомендуется обратиться к дефектологу, который поможет ребёнку научиться концентрироваться и выделять основное в увиденном и услышанном с помощью индивидуально разработанной программы коррекции.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» – быстрый и эффективный способ определения уровня развития образного мышления ребёнка. Тест позволяет также оценить, насколько хорошо испытуемый может составлять умозаключения по поводу увиденного и передавать их словами. Рассматриваемый приём входит в обязательную программу тестирования будущих первоклассников.


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
САМОАТТЕСТАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА

(методика Р. С. Немова)

Цель: определить эталонность общности в восприятии ее членов.

Необходимо для проведения следующее.

Каждый учащийся должен иметь бланк с текстом:

«Давай поразмышляем о твоем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоего класса обладают перечисленными качествами».

Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи кружком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения. Буквы означают:

Н – никто;

М – меньшинство;

П – половина;

Б – большинство;

В – все.

н м п б в 1. Свои слова подтверждают делом.

н м п б в 2. Все вопросы решают сообща.

н м п б в 3. Правильно понимают трудности, стоящие перед группой.

н м п б в 4. Радуются успехам товарищей.

н м п б в 5. Помогают новичкам.

н м п б в б. Не ссорятся, когда распределяют обязанности.

н м п б в 7. Знают задачи, стоящие перед классом.

н м п б в 8. Требовательны к себе и другим.

н м п б в 9. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.

н м п б в 10. Принципиально оценивают успехи коллектива.

н м п б в 11. Искренне огорчаются при неудаче товарища.

н м п б в 12. К своим ребятам и новичкам предъявляют одинаковые требования.

н м п б в 13. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.

н м п б в 14. Знают итоги работы коллектива.

н м п б в 15. Сознательно подчиняются дисциплине.

н м п б в 16. Не остаются равнодушными, если задеты интересы группы.

н м п б в 17. Одинаково оценивают общие неудачи.

н м п б в 18. Уважают друг друга.

н м п б в 19. Радуются успеху новичков.

н м п б в 20. Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива.

н м п б в 21. Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов.

н м п б в 22. По-хозяйски относятся к общественному добру.

н м п б в 23. Поддерживают принятые в классе традиции.

н м п б в 24. Одинаково оценивают справедливость наказаний.

н м п б в 25. Поддерживают друг друга в трудные минуты.

н м п б в 26. Не хвастаются перед ребятами из других учебных заведений, школ и классов.

н м п б в 27. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.

н м п б в 28. Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга.

На доске изображается шкала возможных ответов.

Ход опроса

После тщательного объяснения исследователем задания испытуемые заполняют бланк. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, то исследователь помогает ему ответить на первые два-три вопроса. Важно, чтобы испытуемые ответили на все вопросы, тогда повышается достоверность и облегчается обработка получаемых результатов.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:

в – 4 балла;

б – 3 балла;

п – 2 балла;

м – 1 балл;

н – 0 баллов.

Затем составляется матрица, куда заносятся ответы в баллах всех участников эксперимента.

Матрица для определения эталонности общности

Фамилия,

имя

Ответы

Сумма

баллов

Кол-во

ответов

Итого:

Показателем эталонности общности в восприятии ее членов (М) является частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный вопросник.

Методика определения силы воли

Воля – это сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении жизненных целей.

Волевая регуляция поведения человека развивается по нескольким направлениям: путем преобразования непроизвольных психических процессов в произвольные, обретения человеком контроля над своими действиями и поведением и выработки эмоционально-волевых качеств. В результате волевой саморегуляции индивид ставит перед собой более перспективные цели и более трудные задачи, требующие значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.

За последнее время разработано несколько методик по определению у испытуемых уровней силы воли. Здесь приводится методика по определению силы воли в разработке Р. С. Немова.

Инструкция по проведению тестирования

Тест состоит из 20 суждений. На каждое из суждений предусмотрено несколько альтернативных ответов. Выберите на каждое из суждений наиболее подходящую с вашей точки зрения альтернативу. Данные вашего выбора запишите в Бланк для ответов (или на отдельном листке).

Тест-опросник

1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние ваши поступки оказывают на окружающих?

а) очень редко;

в) достаточно часто;

г) очень часто.

2. Случается ли вам говорить людям что-либо такое, во что вы сами не верите, но утверждаете из упрямства, наперекор другим?

3. Какие из перечисленных ниже качеств вы более всего цените в людях?

а) настойчивость

б) широту мышления

в) умение показать себя

4. Имеете ли вы склонность к педантизму?

5. Быстро ли вы забываете о неприятностях, которые случаются с вами?

6. Любите ли вы анализировать свои поступки?

7. Находясь среди людей, хорошо вам известных, вы:

а) стараетесь придерживаться правил поведения, принятых в этом

б) стремитесь оставаться самим собой.

8. Приступая к выполнению трудного задания, стараетесь ли вы не думать об ожидающих вас проблемах?

9. Какая из перечисленных ниже характеристик вам более всего подходит?

а) мечтатель

б) «рубаха-парень»

в) усерден в работе

г) пунктуален и аккуратен

д) любит философствовать

е) суетлив

10. При обсуждении того или иного вопроса вы:

а) всегда высказываете свою точку зрения, даже если она отличается от мнения большинства;

б) считаете, что в данной ситуации лучше всего промолчать и невысказывать свою точку зрения;

в) внешне поддерживаете большинство, внутренне оставаясь при своем мнении;

г) принимаете точку зрения других, отказываясь от права иметь собственное мнение.

11. Какое чувство у вас вызывает неожиданный вызов к руководителю?

а) раздражение

б) тревогу

в) озабоченность

г) никакого чувства не вызывает

12. Если в пылу полемики ваш оппонент срывается и допускает личный выпад против вас, то вы:

а) отвечаете ему тем же;

б) не обращаете на это внимания;

в) демонстративно оскорбляетесь;

г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться.

13. Если вашу работу забраковали, то вы:

а) испытываете досаду;

б) испытываете чувство стыда.

в) гневаетесь;

14. Если вы вдруг попадаете впросак, то кого вините в этом в первую очередь?

а) самого себя;

б) судьбу, невезение.

в) объективные обстоятельства;

15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди недооценивают ваши способности и знания? а) да б) нет

16. Если друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:

а) злитесь на них;

в) сами включаетесь в игру и начинаете подыгрывать им, подшучивая над собой;

г) делаете безразличный вид, но в душе негодуете.

17. Если вы очень спешите и вдруг не находите свою вещь на привычном месте, куда вы ее обычно кладете, то:

а) будете молча продолжать ее поиск;

б) уйдете, оставив нужную вещь дома.

18. Что скорее всего выведет вас из равновесия?

а) длинная очередь в приемной у какого-нибудь чиновника, к которому вам необходимо срочно попасть;

б) толчея в общественном транспорте;

в) необходимость приходить в одно и то же место несколько раз подряд по одному и тому же вопросу.

19. Закончив с кем-то спор, продолжаете ли вы его вести мысленно, приводя все новые аргументы в защиту своей точки зрения?

20. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбрать себе помощника, то кого из следующих возможных кандидатов в помощники вы предпочтете:

а) исполнительного, но безынициативного человека;

б) человека, знающего дело, но спорщика и несговорчивого;

в) человека одаренного, но с ленцой.

Оценка результатов тестирования

В таблице, помещенной ниже, указано, какое количество баллов в этой методике может получить испытуемый за тот или иной избранный ответ

Если сумма набранных баллов 14 и менее, то данный человек считается человеком со слабой волей.

При сумме баллов от 15 до 25 характер и воля человека считаются достаточно твердыми, а поступки в основном реалистичными и взвешенными.

При общей сумме баллов от 26 до 38 характер человека и его воля считаются очень твердыми, а его поведение в большинстве случаев – достаточно ответственным. Есть, правда, опасность увлечения силой воли с целью самолюбования.

При сумме баллов выше 38 воля и характер человека считаются близкими к идеальным, но иногда возникает сомнение в том, достаточно ли правильно и объективно человек себя оценил.

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика определения кратковременной памяти Применяется для обследования лиц любого возраста. Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти.Описание. Испытуемые должны запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из

Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

Методика определения склонности к фрустрации Используется для обследования подростков и взрослых. Цель: выявление склонности к фрустрации.Инструкция. Отвечайте «да» или «нет», ознакомившись с нижеследующими утверждениями:1. Завидуете благополучию некоторых своих

Из книги Психологические основы педагогической практики: учебное пособие автора Корнева Людмила Валентиновна

Методика определения психологической характеристики темперамента Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение свойств темперамента.Описание. Методика позволяет диагностировать следующие полярные свойства темперамента: экстраверсию и

Из книги Искусство быть эгоистом автора Мамонтов Сергей Юрьевич

Методика определения общих способностей Применяется для обследования взрослых. Цель: определение уровня общих умственных способностей.Материал и оборудование: краткий ориентировочный тест, бумага, ручка, секундомер.Описание. Тестирование проводится в парах,

Из книги Как повысить самооценку и достичь успеха автора

Методика определения агрессивности Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Инструкция. На следующих страницах вы найдете ряд высказываний об определенных способах поведения и установках. На них можно ответить либо «верно», либо «неверно». Не

Из книги Как поднять самооценку и стать уверенным в себе. Тесты и правила автора Тарасов Евгений Александрович

Методика определения свойств личности Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение свойств личности (замкнутость – общительность, интеллект, сдержанность – экспрессивность, подтвержденность чувствам – высокая нормативность поведения,

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

Методика определения доминирующего состояния Применяется для обследования взрослых. Цель: определение характеристик настроений и некоторых других характеристик личностного уровня психических состоянии с помощью субъективных оценок обследуемого. Основным

Из книги Системная психотерапия супружеских пар автора Коллектив авторов

Методика определения локализации контроля Локализация контроля или, иначе, локус контроля – это личностное качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и

Из книги Первая психологическая помощь автора Винч Гай

Методика определения творческого потенциала (по Л.Э. Уортмену) Автор, специалист в области «организационного поведения», предлагает опросник, позволяющий человеку оценить свои творческие возможности. На каждое из 50 утверждений нужно дать один из 5 ответов:А –

Из книги автора

У вас нет силы воли? «У меня совсем нет силы воли, я не рожден для борьбы», - мне часто приходится сталкиваться с такими оправданиями легкого отказа от всего, что нельзя осуществить быстро и просто. Давайте же поговорим о силе воли и о том, насколько она необходима нам для

Из книги автора

Тест №12. Развитость силы воли

Из книги автора

Тест № 12 Развитость силы воли КлючI. Вы слабовольны. Чаще вы способны делать лишь то, что легче или интереснее, даже если это может вам навредить. Любую просьбу, любую обязанность воспринимаете почти как физическую боль. Возможно, дело не только в вашей слабой воле, но

Из книги автора

Глава 12. Развитие силы воли Развитию силы воли особенное значение придают старшие подростки. По данным В. К. Кузьменкова , 72 % старшеклассников стремились упражняться в развитии у себя силы воли, причем, как это ни странно, девушки - чаще, чем юноши (соответственно 86 % и

Из книги автора

Тест «Самооценка силы воли» Методика описана Н. Н. Обозовым и предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли.Инструкция. На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. При ответе

Из книги автора

Ответственность против силы воли Как свидетельствует общество анонимных алкоголиков, в прекращении пьянства сила воли почти бесполезна. В обществе анонимных алкоголиков первым и, вероятно, самым важным шагом является осознание того, что «мы бессильны перед алкоголем».

Из книги автора

Упражнение на развитие силы воли Используйте свою недоминантную руку для как можно большего числа задач в течение дня, с 8 утра до 6 вечера, на протяжении четырех-восьми недель (чем дольше, тем лучше). При необходимости скорректируйте это время (если вы работаете в ночную