Меню

Когда отдать ребенка в детский сад? В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад Что должен уметь ребенок, поступая в детское дошкольное образовательное учреждение.

Ребенок 

Самым волнительным периодом для каждых родителей является момент поступления ребенка в детский сад. Когда отдавать туда свое чадо, обычно решают родители, в зависимости от их благосостояния, занятости на работе, наличия помощников. Вопрос, надо ли это вообще делать, обычно не рассматривается. Ведь садик полезен для развития малыша. Там он научится адаптироваться, жить в обществе, общаться, заводить друзей. Без этих навыков ему будет сложно потом сложно в школе, да и вообще в дальнейшей жизни.

Итак, когда лучше отправить ребенка в детский сад, как проходит адаптация и с какими проблемами родители могут столкнуться.

Подходящий возраст для детского сада

По закону мама может пребывать в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Но бывают жизненные ситуации, когда на работу нужно выходить уже сейчас и тогда приходится отдавать малыша в сад раньше (не не ранее 1,5 лет). Прежде чем принять окончательное решение, мама должна понимать, что в таком возрасте для ребенка это будет огромным стрессом. Дело в том, что он еще сильно привязан к родителям и плохо перенесет долгое расставание. Малыш еще не нуждается в друзьях и потребности общения со сверстниками у него еще нет.

Педагоги считают, что самый оптимальный возраст для посещения садика - 3-5 лет.

В детских дошкольных учреждениях существует оптимальный принцип распределения детей по группам в зависимости от возраста:

  • ясли - от 1,5 до 2 лет;
  • первая младшая - от 2 до 3 лет;
  • вторая младшая - 3-4 года;
  • средняя - 4-5 лет;
  • старшая - от 5 до 6 лет;
  • подготовительная - 6-7 лет.

Такое распределение необходимо для повышения качества процесса образования - дети одного возраста лучше усваивают определенные навыки и умения.

Стоит ли отдавать в ясли

Все дети разные, некоторые малыши совершенно против расставания с мамой на целый день, другие же - легко остаются в яслях с воспитателем и не капризничают. Но, по мнению психологов, разрушение привязанностей к дому и родителям в таком нежном возрасте, чревато стрессом, частыми простудными заболеваниями, плохим настроением.

До трех лет малышу необходим тесный контакт с мамой - это основная потребность. От этого общения напрямую зависит мировосприятие ребенка и доверие к окружающим. Поэтому большинство детей разлуку с матерью переносят очень болезненно. Если адаптационный период протекает болезненно, то лучше забрать его из детского сада и доверить присмотр бабушке или другим близким родственникам, с которыми он знаком.

Отдавать ли в детский сад в 2-2,5 года

Двухлетнему ребенку привыкнуть к садику немного проще. Но все же ему еще туда рано. Даже несмотря на то, что он очень общительный, не испытывает страха перед чужими людьми, детьми, самостоятельно кушает, ходит на горшок. Конечно, можно попробовать отвести малыша в ясли, и возможно ему там очень понравится. Но при этом важно понаблюдать за его поведением, настроением и состоянием здоровья. Как он заходит в группу, как переживает расставание, как ведет себя вечером, не плачет ли по ночам. Если ребенок плохо привыкает, то лучшим вариантом будет оставить его дома.

Некоторые мамы отдают своих детей в ясли не потому, что пора выходить на работу, а из «педагогических» соображений, считая, что в группе они быстрее будут развиваться и станут более самостоятельным. В какой-то степени они правы, общаясь со сверстниками, малыш может и быстрее научится кушать и одеваться самостоятельно. Но так ли важны эти умения, ведь дома этому он тоже научится, только без истерик и стрессов. Активно познавать мир можно в присутствии мамы или бабушки.

Если ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду, то настаивать не следует, так как впоследствии это скажется на его психике.

Старше 3 лет

В этом возрасте ребенок уже готов заводить новые знакомства и играть со своими сверстниками вдали от дома. Он спокойно остается без родителей, может самостоятельно раздеться, одеться, повесить свои вещи на стульчик или убрать их в шкафчик.

Самым оптимальным вариантом будет постепенно знакомить трехлетнего ребенка к детскому саду. Познакомить с группой, воспитательницей, привести на детскую площадку - поиграть с ребятами, оставить на полдня, до сна. Тогда адаптационный период пройдет намного быстрее и легче.

Многие детские психологи утверждают, что лучше определить ребенка в сад ближе к четырем годам, так как именно в этом возрасте у него возникает потребность общения с другими детьми. Он адекватно может реагировать на замечания и просьбы воспитателя, давать ответы на вопросы, овладеть бытовыми навыками.

Педагоги и психологи утверждают, что отдавать ребенка в сад раньше 3 лет не следует - адаптационный период будет длительный и болезненный. Кроме того, при раннем взаимодействии с незнакомым коллективом у него может развиться стойкий комплекс неполноценности. Он будет считать, что не нужен маме и папе, а это сильная психологическая травма, которая скажется впоследствии.

Адаптация к детскому саду

Привыкание к дошкольному учреждению имеется у всех детей, только кто-то переносит это более болезненно, а кто-то почти незаметно. Ребенок может послушно идти в группу без истерик, но выражать свои переживания по-другому. Самая часто встречающаяся форма пассивной адаптации - частые болезни, но есть и другие показатели:

  • плохой сон;
  • отсутствие аппетита;
  • беспокойное или агрессивное поведение по вечерам;
  • плаксивость;
  • домашние капризы.

Если в первый месяц такое поведение можно считать нормой, то далее стоит задуматься, поскольку малыш плохо переносит адаптацию. Выход один - оставить его дома еще на годик либо, если это невозможно, перевести на неполный день. Попросите заведующую перевести ребенка в группу с меньшим количеством детей.

Возможные проблемы

На самом деле проблем при первых походах в сад может возникнуть достаточно много, например:

  • ребенок заявляет, что дома ему намного лучше, чем в детском учреждении;
  • чадо жалуется на сильный шум в группе - ему непривычна ситуация, когда все кричат, суетятся;
  • ему неинтересно в садике - он еще не готов к общению;
  • страх того, что мама не заберет его домой (в этом обычно виноваты сами родители, так как часто говорят: «будешь плохо себя вести, я тебя оставлю в садике»);
  • строгий воспитатель - если от ребенка дома не требовали сильного послушания, а в саду к нему предъявляют определенные требования, то это нормальная ситуация;
  • страх перед походом в садик - это происходит, если в группе ребенка обижают другие дети.

Плаксивость и истерики

Часто с утра пораньше малыш может закатить скандал, чтобы не пойти в садик. Но это не значит, что ему там очень плохо - он просто старается манипулировать. Истерика с утра - возможность ребенка добиться для себя выгоды в какой-то ситуации. Например, он хочет услышать обещание от мамы, что она ему купит какую-то сладость или игрушку. Может быть и другая ситуация - малыш хочет показать свое превосходство и почувствовать власть, если родитель уступит, то понятно кто тут главный. Подобные манипуляции нужно пресекать на корню, так как дальше будет хуже - малыш начнет устраивать истерики на людях, например в магазине либо в гостях.

Помните, истинный манипулятор быстро почувствует слабину и тогда справиться с ним будет намного труднее.

Частые болезни

У каждого ребенка свой набор перенесенных болезней. Поэтому частые заболевания в новой среде - это нормально, вырабатывается иммунитет к новым вирусам. Поэтому, если малыш стал болеть чаще, чем обычно, не стоит винить воспитателя, так как это нормальная реакция детского организма на новые инфекции и вирусы.

Готовность к детскому садику

Перед принятием решения о посещении ребенком дошкольного учреждения, важно учитывать его темперамент. Существует следующие типы темперамента: меланхолики, флегматики, сангвиники, холерики.

Ребенок-меланхолик нерешительный, замкнутый, склонен к капризам и не любит нововведений. Новое место и окружение вызывают у него беспокойство, он не будет стремиться общаться и может замкнуться. Такого малыша не стоит отдавать в детский садик раньше 4 лет, чтобы не травмировать.

Флегматик послушный, спокойный, любопытный и рассудительный. Любит поспать и предпочитает играть в одиночестве. Он легко переносит расставание с мамой и быстро адаптируется в новом окружении. Такого малыша можно смело отдавать в дошкольное учреждение в 2,5 года. Конечно же, в первое время он не будет стремиться к общению, но буквально через пару недель привыкнет и успокоится.

Ребенок-сангвиник — лидер. Он контактный, импульсивный, любознательный, активный, но не любит однообразия. Малыш радуется всему новому, любит общаться со сверстниками, участвовать в утренниках, быть везде первым. Его уже в 2 года можно познакомить с садиком.

Холерик легко возбуждается, избалованный, любит подраться и требует к себе внимания. Привести в коллектив его можно в 3-4 года, но важно рассказать ему о нормах поведения в обществе и дисциплине.

Итак, признаки того, что ребенок готов к детскому саду:

  • Комфортное пребывание в обществе незнакомых взрослых и сверстников - то есть реакция на новых знакомых у него адекватная. Это не должно выражаться в общем дружелюбии и желании организовать вокруг себя игру с новым коллективом. Достаточно того, что ребенок не смущается, не убегает и не начинает плакать, прячась за маму.
  • После ухода близких, малыш быстро успокаивается, отвлекается на игру и спокойно переносит дневную разлуку.
  • Хорошо владеет навыками самообслуживания - ест самостоятельно, одевается, пользуется горшком, может убрать вещи и игрушки за собой.
  • Малышу скучно дома, он постоянно пристает к взрослым, игрушки уже не интересуют или быстро надоедают. На прогулке он быстро заводит знакомства и не хочет уходить с улицы.

Если все, что описано выше ребенку не свойственно, то стоит задуматься прежде чем отдать его в детский сад - с большей долей вероятности адаптация будет болезненная и длительная.

С какого возраста отдавать ребенка в детское образовательное учреждения решают родители индивидуально. Но при этом нужно присмотреться к своему любимому малышу, готов ли он к новому коллективу. Относиться к его психике нужно со всей ответственностью, чтобы не нанести сильную психологическую травму.

Просмотров: 6943 .

Вашему ребенку предстоит идти в детский сад? Когда лучше отдать малыша в сад, как правильно адаптировать к условиям незнакомой обстановки, как защитить ребенка от вирусных инфекций? С этими вопросами сталкивается практически каждая мама..

Вопрос, отдавать ли малыша в детский сад, и в каком возрасте это лучше сделать, возникает у каждой мамочки. Сколько переживаний и волнений связано с этим событием! Конечно, любая мама хочет, чтобы ее ребенок как можно раньше привык к новой обстановке, подружился со сверстниками и ходил в садик с удовольствием.

К сожалению, не всегда все бывает так гладко с первого раза. Зачастую не получается избежать слез и переживаний в первые дни посещения садика. Давайте вместе разберемся, когда же малыш будет наиболее подготовлен к посещению детского сада и, что необходимо сделать, чтобы помочь ему привыкнуть к новой обстановке.

Как избежать болезней малыша

Когда ребенок психологически готов к посещению детского сада?

Детский сад

Оптимальным временем для того, чтобы отдать ребенка в детское дошкольное учреждение, считается возраст от 3 до 4 лет. В это время иммунная система становится более зрелой, да и психологически ребенок лучше подготовлен к общению детьми в новом большом коллективе.

Иногда, по объективным причинам, вы не можете сидеть дома с ребенком и вынуждены работать, отдав малыша в детский сад. Ребенок в два-два с половиной года еще очень зависим от мамы. Хотя, дети более раннего возраста, иногда легче переносят разлуку с родителями и могут без капризов и забот находиться в саду длительно.

Но некоторые психологи считают, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому, теряется ощущение семьи, как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может отрицательно сказаться на ребенке.

Если малыш никак не может привыкнуть к садику (существует такая категория детей), то лучше, по возможности, оставить его с бабушкой или няней. Однако нужно отметить, что «домашние» дети испытывают недостаток общения со сверстниками, по сравнению с детьми, посещающими детский сад. Поэтому на прогулке они стремятся к общению с другими детьми, вплоть до навязчивости. Следовательно, садик способствует развитию навыков общения в коллективе, уверенности, формированию личности ребенка.

Как приучить ребенка ходить в детский сад

Приучать ребенка к посещению детского сада следует постепенно. Сначала сходите туда вместе с ребенком несколько раз, чтобы малыш познакомился с обстановкой, в которой будет проводить время. Одновременно уже в домашних условиях, примерно за месяц до срока, назначенного для посещения детского сада, постарайтесь оставлять его играть одного дольше, чем вы делаете это обычно.

Первые несколько дней приводите ребенка в детский сад ненадолго (на 1-2 часа) и находитесь рядом с ним. Когда малыш почувствует себя комфортно, можете уйти, оставив его одного, но не надолго. Постепенно увеличивайте и время пребывания ребенка в саду, и время вашего отсутствия.

Все дети разные и трудно сказать, сколько часов, дней или недель необходимо конкретному ребенку, чтобы адаптироваться к новым для него условиям. Процесс адаптации в широком смысле слова подразумевает привыкание, приспосабливание организма к новым условиям существования. Кто-то привыкает легко и быстро, кто-то - долго и мучительно.

Но в ваших силах сделать так, чтобы посещение садика стало для ребенка радостью, а не наказанием. Кроме того, обязательно скажите малышу, что гордитесь им, потому что он уже стал большой и может ходить в детский сад!

Ваше присутствие рядом с ребенком в самом начале посещения детского учреждения необходимо по двум причинам: во-первых, вы облегчите период адаптации вашего малыша, а во-вторых, сможете увидеть все тонкости внутренней жизни садика и стиль поведения воспитателя.

Как подготовить ребенка к посещению сада

А если малыш будет часто болеть?

Детский сад

Прежде всего, малыши начинают болеть потому, что снижается иммунитет из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживания из-за разлуки с мамой. Кроме того, в своей семье каждый привык бороться с часто встречающимися в доме микробами и выработал к ним защитные реакции, а поскольку каждый карапуз приходит со своим «микробным набором», обмен ими неизбежен.

Принимая решение о том, чтобы отдать ребенка в ясли или детский сад, помните, что среди всех детей, которые в первый раз переступают порог детского учреждения, около 25% тех, кого можно назвать «поздно стартующими». У таких детей иммунная система развивается позднее, чем у всех остальных. Пока они находятся в домашних условиях, они здоровы, но, попадая в садик, где всегда есть опасность встретиться с большим количеством различных вирусов и бактерий, они начинают постоянно болеть. Поэтому им нужна специальная подготовка, и вот в чем она заключается.

Во-первых, нужно закаливать ребенка. Летом это легко: ребенок босиком бегает по земле, принимает воздушные ванны, купается, то есть закаляется естественным образом. Но проблема в том, что закалка не «работает» на перспективу, она эффективна только в тот период времени, пока ребенок закаляется. Поэтому прерывать процесс закаливания нельзя.

Осенью ребенок может бегать босиком по полу (но не постоянно). Не забывайте чаще проветривать помещение, где находится малыш. Закаливание позволяет нормализовать функцию дыхательных путей при охлаждении, что снижает количество вирусов, попадающих в организм при заражении. Поэтому путем закаливания можно если и не полностью избежать простуды, то снизить чувствительность к ней ребенка. Не забудьте про гимнастику и, по возможности, массаж.

Во-вторых, нужно укреплять иммунную систему малыша. Ребенок постоянно плачущий, находящийся в состоянии стресса от разлуки с родителями - отличная добыча для вирусов и микробов. Не лишним будет прием витаминных комплексов (если у ребенка нет аллергии), обязательно употребление свежих фруктов и овощей.

В период эпидемий вирусных инфекций не испытывайте судьбу, оставьте ребенка дома. Если такой возможности нет, начинайте профилактические мероприятия. Сначала закапайте в нос интерферон. Если же ребенок заболел, при первых признаках оставьте его дома и пролечите не только до исчезновения симптомов заболевания, но и до полного восстановления сил.

«Мама-а-а, не уходи!!!»

Некоторые дети переносят разлуку более-менее спокойно, а некоторые плачут и долго не могут успокоиться. Как же сделать момент расставания наименее драматичным?

Если никакие уговоры не помогают, попробуйте общаться в игровой форме. Пусть малыш участвует в сборах на работу, поможет что-то принести, или же подскажет, что еще нужно взять с собой, помашет на прощанье ручкой из окна. Поручите ему что-нибудь сделать в ваше отсутствие, пусть нарисует свою любимую игрушку или самостоятельно расставит игрушки по местам. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

Если же проблемы более серьезные: ребенок нервничает без мамы, отказывается от еды, не спит, следует обратиться к психологу.

Готовимся к походу в садик

Детский сад

Для более легкой и скорой адаптации ребенка в новых условиях, подготовку следует начать за несколько месяцев до посещения детского сада. В период адаптации лучше исключить активные мероприятия и лишние нагрузки из жизни малыша (посещение цирка, театра и гостей).

Примерное время акклиматизации составляет около одного месяца. Некоторые дети привыкают быстрее, некоторые - гораздо труднее. Необходимо просто пережить этот момент.

В первую очередь посетите детский сад, в который планируете отдать ребенка. Посмотрите сами на обстановку, на то, как общаются воспитатели с детьми. Поговорите с персоналом, а главное - с родителями других детей.

Создайте у ребенка положительный эмоциональный настрой: скажите, что в садике ждут ребята, с которыми можно будет подружиться и играть, там много игрушек и т.д.

Приучайте малыша к контактам с другими детьми. Будь то поход в гости или общение на детской площадке.

Заранее расскажите ребенку о том, что его ждет, как он будет играть с детьми, что у него появятся друзья. Научите малыша предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с ними, обращаться к детям, называя их по имени.

В коллективе закрепится способность к самообслуживанию: кушать и одеваться самостоятельно. Используйте ту одежду, которая одевается легко, кофточки без пуговиц. Купите обувь на липучках.

Введите в рацион питания ребенка разнообразные овощные продукты, творожные запеканки, мясное и рыбное суфле и т.д. Если малыш привыкнет так питаться, проблем с едой в детском саду не будет.

Научите малыша соблюдать правила личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок

Скорректируйте режим дня ребенка. Приблизьте кормление ко времени приема пищи в детском саду. Не стоит устраивать «перекусы» между приемами пищи.

Часы дневного сна тоже должны совпадать с тихим часом в саду.

Отводя ребенка первый раз в садик, не показывайте свое волнение - ваше состояние легко передается малышу. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Это может сформировать страх перед его посещением.

Поддерживайте ребенка эмоционально. Чаще обнимайте малыша, и тогда он будет уверен в вашей любви, поддержке и намного легче перенесет расставание с вами и переход на новый этап взросления - посещение детского сада.

Вера АНОХИНА, педиатр

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к родителям в плане воспитания и образования детей. Если раньше ребенок получал первые знания в школе, то теперь в первый класс приходит уже подготовленный ученик, умеющий не просто складывать слоги в слова, но и достаточно бегло читать. Всему этому обучаются теперь в детском саду. Вот родители и волнуются, в каком же возрасте отдавать ребенка в садик, чтобы он не отстал от сверстников, но при этом не получил психологическую травму от слишком раннего расставания с мамой.

От полутора до двух лет

Дошкольные учреждения принимают детей в большинстве своем с 1,5 лет, однако существуют и такие (в основном частные), которые готовы взять чуть ли не с рождения. К ясельным группам предъявляют повышенные требования. Например, меньшее, по сравнению с другими возрастными группами, количество детей позволяет воспитателям уделить внимание каждому.

И все же психологи сходятся во мнении, что таких малышей отдавать в садик рано. Дело в том, что в этом возрасте привязанность ребенка к маме слишком сильна, он нуждается в повышенном внимании, опеке и заботе. Можно заметить, как дети этого возраста боятся не то что остаться без матери на несколько часов, а даже просто упустить ее из вида. Такой период длится до 2,5-3 лет.

Некоторые родители стремятся раньше отвести ребенка в садик, обосновывая это тем, что там, общаясь со сверстниками, он развивается быстрее. Действительно, программа дошкольных образовательных учреждений нацелена на раннее развитие, но не следует забывать и то, что до 2,5 лет малыши не стремятся к коллективным играм. Как выражаются педагоги и психологи, они играют не вместе, а рядом.

Источником общения, которого полуторагодовалому ребенку более чем достаточно, выступают его родные. Именно от них он получает сведения и приобретает навыки, необходимые для его возраста. Поэтому, если есть возможность, лучше не отдавать ребенка в садик слишком рано.

Видео: Зачем ребенку детский сад: мнения мам

Двухлетние малыши

Первый раз отвести ребенка в садик можно попробовать в 2 года, если в этом есть необходимость. Следует учесть, что он будет привыкать к коллективу не только психологически, но и физиологически. Пребывание в незнакомой обстановке, разлука с мамой, общение со множеством чужих людей – это серьезный стресс, способный привести к частым болезням, обострению уже имеющихся, а в более тяжелых случаях – к появлению новых.

Это так называемая адаптация, и у каждого она проходит по-разному. Поэтому необходимо готовить к посещению дошкольного учреждения не только психологически (познакомить с воспитателем и территорией детсада, будущей группой), но и физически (закаливать, больше гулять, начать принимать витамины за 1-2 месяца).

Неплохим решением станет посещение группы кратковременного пребывания (по 2-3 часа в день) или развивающие занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю. На таких занятиях, как правило, мама присутствует с крохой и даже выполняет вместе с ним некоторые задания. Малыш постепенно привыкает, что ему может быть интересно и без родителей, в кругу его сверстников. При посещении садика он будет чувствовать себя более комфортно.

Если же, несмотря на все меры подготовки, ребенок тяжело адаптируется, постоянно плачет, наблюдаются нервные расстройства, обострение заболеваний и другие неприятные проявления, то лучше еще на год оставить его дома. Чрезмерные психологические нагрузки грозят в будущем серьезными проблемами.

Видео: Советы психолога о возрасте, в котором ребенка следует вести в садик

Дети от 3 до 4 лет

По мнению психологов, это оптимальный возраст, когда нужно отдавать ребенка в садик. На это есть ряд обоснований:

  1. Возрастные кризисы (2 и 3 лет) позади, до очередного кризиса (7 лет) еще далеко, а значит, ребенок психологически более стабилен, не подвержен перепадам настроения. С трех-, четырехлетним ребенком легче найти общий язык, чем, например, с двухлетним, который во что бы то ни стало стремиться настоять на своем.
  2. Ребенок уже социально адаптирован, умеет следовать правилам, понимает, что от него требуют взрослые, выполняет поручения.
  3. Речь ребенка хорошо развита, понятна и логична, окружающие без труда понимают его.
  4. В возрасте от 3 лет ребенку необходимо общение со сверстниками, ему становится мало окружения родителей. Он способен подолгу играть со сверстниками, обучаясь во время игры.
  5. Развиты социально-бытовые навыки: самостоятельно ест, убирает за собой, моет руки, умывается, умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи.
  6. Физиологические потребности дети после 3 лет способны контролировать даже во сне, просыпаясь, если захотят в туалет.

Конечно, все эти навыки должны прививаться родителями. Некоторые малыши в 2-3 года умеют делать все перечисленное, другие и в 5 лет с трудом одеваются. На самом деле, это не только облегчает работу воспитателей, но и делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении комфортным. Он уже самодостаточен, многое может выполнить сам, поэтому не испытывает психологического дискомфорта.

На самом деле, возраст, в котором маме следует отдавать ребенка в детский сад, не так важен, как наличие тех или иных навыков, показателей готовности малыша остаться без родителей на длительное время. Прежде всего, обращается внимание на то, как он строит общение с окружающими, как он воспринимает отсутствие матери, насколько развиты его социально-бытовые навыки.

Многие мамы с радостью воспитывали бы малышей дома и до пяти, и до семи лет – но финансовая возможность позволяет подобное редко. К тому же многие карапузы и сами уже лет с двух остро нуждаются в общении со сверстниками и обучении, которое родители в домашних условиях предоставить не могут. С какого возраста психологи советуют отдавать ребенка в детский сад, стоит ли добиваться места в ясельной группе и почему не стоит на целый день расставаться с малышом, пока он еще совсем маленький?

Возрастные особенности

В каждом возрасте у малышей есть свои особенности, которые важно учитывать перед тем, как на весь день отдавать его под опеку чужого человека.

    В год ребенок привязан к матери максимально.Многих малышей в этом возрасте кормят грудью не только на ночь, но и днем.

У карапуза появляются первые признаки самостоятельности – он пытается есть ложкой, сам одеваться, помогать маме подметать пол – при этом зачастую нетвердо держась на ногах и постоянно падая на попу.

В этом возрасте главное – не раздражаться, не кричать на ребенка и максимально большое время уделять для общения с ним – помогать собирать пирамидку, учить мыть ручки, причесываться, называть слова в книжках.

  • С двух до трех лет ребенок становится вполне самостоятельным. Большинство детей готовы на несколько часов остаться без мамы, под присмотром знакомого взрослого. Некоторые малыши уже нуждаются в общении со сверстниками – в три года эта потребность проявляется практически у всех детей. С ребенком нужно постоянно заниматься – он активный, деятельный.
  • В четыре года , как бы ни старались родители занять малыша самостоятельно, он начинает скучать дома. В ДДУ четырехлетние дети адаптируются максимально быстро – обычно уже через день-два дети привыкают к группе и воспитателям и с радостью бегут утром в сад.
  • Со скольких лет детей берут в садик?

    Нормы о приеме детей в ДОУ и работе дошкольных организаций рассматривается в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». По закону ребенку место в саду должны предоставить бесплатно. В приоритете при зачислении в ДОУ находятся дети, зарегистрированные рядом с садом, но отсутствие местной прописки не может стать препятствием для зачисления малыша в сад (статья №8 ФЗ-273, от 26.12.2012).

    По закону маме можно отдавать малыша в садик с любого возраста – например, в ясли хоть с шести месяцев ребенка – закон этого не запрещает. Но в основном в ясельную группу принимают малышей, которые уже хорошо ходят самостоятельно, без поддержки – то есть примерно с 11-12 месяцев. Основной же возраст малышей ясельных групп – 1.5 – 2.5 года.

    Когда лучше отдавать ребенка в ДОУ?

    Большинство детских психологов и специалистов по работе с малышами до 7 лет уверены, что детский сад детям нужен не меньше, чем школа (зачем ходить ребенку в детсад и какие плюсы мы от этого будем иметь?).

    Однозначного же ответа на вопрос – когда отдавать конкретного малыша в садик – не существует.

    Это зависит от характера и темперамента карапуза, и того, насколько сильно он психологически привязан к матери.

    Другие же и в три года каждое утро с истериками идут в группу, не могут оторваться от мамы и плохо едят в садике, не играют со сверстниками и привыкают к воспитателю месяцами.

    Внимательно понаблюдав за малышом, можно понять, готов ли он к саду. Можно отдавать ребенка в сад, если он:

    • легко контактирует со сверстниками на детской площадке, с радостью включается в совместные игры;
    • не боится взрослых, готов оставаться с бабушкой/соседкой/дядей на несколько часов без истерик;
    • сам кушает, одевается;
    • спокойно играет один до 30-40 минут подряд;
    • придерживается режима дня – спит днем в конкретное время, кушает по графику.

    Все это говорит о том, что малыш готов к саду и легко переживет адаптацию.

    1. Первые, самые острые возрастные кризисы двух и трех лет прошли, психика малыша стабильна, он способен к диалогу и прислушивается к мнению взрослого.
    2. Как правило, ребенок уже адекватно воспринимает запреты, выполняет просьбы взрослого.
    3. Речь малыша развита достаточно, чтобы и он понимал окружающих, и они понимали его.
    4. В три года практически все дети с радостью общаются со сверстниками.
    5. У малыша развиты навыки самообслуживания.

    Не нужно переживать о том, что у малыша не до конца развиты физиологические навыки – то есть время от времени он еще нуждается в памперсе. В саду дети быстро привыкают к горшку и в три с половиной года уже просыпаются, чтобы сходить в туалет – и днем, и ночью.

    Почему не стоит водить в садик раньше?

    Отрыв от мамы, переход в группу, где множество малышей разного темперамента, необходимость по часам кушать, играть и спать для многих детей, особенно совсем маленьких – тяжелейший стресс.

    На фоне невроза у малыша:

    • могут обостриться заболевания;
    • резко пропасть аппетит;
    • ухудшится качество сна;
    • могут появиться страхи, которые приведут к психологическим проблемам.

    Готовность к саду должна быть в первую очередь психологической. Кушать ложкой, самостоятельно обувать ботиночки и ходить на горшок ребенка научат в яслях – причем очень быстро, особенно если в группе есть дети постарше, которые уже умеют это делать.

    Маму же не заменит никакая, даже самая чудесная воспитательница – если малыш к этой временной замене не готов категорически.

    Как понять, что малыш еще не готов?

    Также тяжело будет детям, которые:

    1. не готовы общаться со сверстниками, не умеют и не хотят совместно играть и учиться;
    2. буквально хвостиком ходят за мамой весь день, боясь даже упустить ее из виду;
    3. не обладают никакими навыками самообслуживания – кушать самостоятельно, одеваться, мыть ручки, обувать ботинки, убирать за собой игрушки;
    4. требуют особого питания по особому, отличному от графика сада режиму;
    5. боятся любого взрослого, кроме самых близких, которых видят каждый день.

    Очень многое зависит и от конкретного ДОУ и от воспитательницы, которая будет для малыша заменой мамы на то время, пока ребенок в саду (как выбрать хороший детский сад?). Характер и темперамент ребенка также играют серьезную роль в адаптации. Если малыш любознательный, веселый, контактный, а воспитатель в саду внушает реальное доверие – можно отдать карапуза в ясли и в полтора года. Если нет – стоит подождать и перенести первую социализацию на три года или даже чуть позже.

    Когда лучше отдавать ребенка в детский сад

    Очень часто родители задают мне примерно такие вопросы:

    – В каком возрасте ребенку будет легче начать ходить в садик – в 2 или 3 года? В каком возрасте отдавать ребенка? Я склоняюсь к 3 годам, но часто слышу что в детском саду дети быстрее развиваются и отдавать надо раньше.

    Но больше всего хочу определиться сама, нужен ли нам детский сад, потому что все больше склоняюсь к тому, что не хотела бы отдавать туда ребенка. Муж за садик. Каково ваше мнение по этому поводу?

    – Нашему ребенку еще 1.6 годика, но уже начали водить в садик. Я против детского сада, муж за, его мать – воспитатель в детском саду. На мой взгляд, сейчас можно обойтись без сада, ведь открыто много детских клубов, где дети в том же детском коллективе, общаются и работают вместе. Нужно только желание родителей заниматься со своим ребенком, обучать его. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет, как психолога!

    Итак, во сколько лет лучше отдавать ребёнка в садик?

    Отдавать ребёнка в детский сад до 3 лет?

    С точки зрения детской психологии, основная потребность ребёнка до 3 лет – это тесное, эмоционально насыщенное общение с мамой. С самым первым и главным для ребёнка человеком в его жизни. Человеком, который всегда понимает, поддерживает и, безусловно, любит. Это – в идеале.

    От того, как складывается общение у ребёнка с мамой, насколько его потребность в этом тесном и глубоком контакте удовлетворена, будет зависеть, сформируется ли у него базовое доверие или недоверие к миру и другим людям.

    В возрасте до 2,5-3-х лет у ребёнка ещё нет ярко выраженного стремления играть с другими детьми, он ещё не умеет и не знает, как это делать, да и потребности такой в этом возрасте, как правило, не возникает.

    Весь мир для него – это мама. Источник радости – мама, источник общения и любви – мама.

    Поэтому, если ребёнка отдают в садик в возрасте до 2,5 лет – это всегда будет, так или иначе, вопреки природе ребёнка и вопреки его основным психологическим потребностям – ну нет у него пока потребности часами играть с другими детьми и долго находится без мамы.

    Развивающие занятия, кружки – это другое. Сюда приходишь вместе с мамой на 1–2 часа, мама рядом, она всегда готова прийти на помощь, поддержать, показать, что и как делать. Она всегда доступна. И такие занятия – это хорошо, если ребёнку нравится и он ходит с удовольствием.

    Желание потихоньку психологически отделяться от мамы наступает у ребёнка примерно в возрасте 3 лет при условии, что до этого ребёнок получил «достаточно» мамы и не был напуган долгой разлукой с мамой, не испытывал страха внезапно маму потерять.

    Что такое детский сад для ребенка?

    Вообще, честно говоря, детские садики – это не очень естественное место пребывания ребёнка. Природа такое не придумывала. Не придумывала природа, чтобы ребёнок находился по 7-8 часов в коллективе детей, которые не являются ему братьями и сёстрами. И не придумывала так, чтобы он слушался и подчинялся чужим людям, которые не являются его мамой или папой.

    Это сравнительно недавнее, так скажем, изобретение.

    Раньше не было никаких садиков, дети росли постоянно рядом с родителями, воспитывались родными, старшими братьями и сёстрами, нянями, гувернантками.

    Но без садика в современном мире многим родителям сложно обойтись. И если ребёнок идёт туда уже достаточно подготовленным для разлуки на долгое время с мамой и у него уже есть опыт самообслуживания, потребность общения с другими детьми, потребность активно познавать окружающий мир, интерес к занятиям – то, конечно, это для ребёнка может быть даже полезно.

    Конечно, если повезёт с воспитателями. А отношение воспитателей к ребёнку очень во многом зависит от их отношения к вам. Об этом я напишу в следующей статье.

    Отдавать ли ребенка в садик?

    Если у вас есть возможность, лучше отдавать ребёнка в садик уже ближе к 3 годам. Это будет менее травматично для ребёнка и более-менее соответствовать его потребностям.

    А если такой возможности у вас нет и нужно отдавать ребёнка в садик раньше, то нужно сделать всё возможное, чтобы максимально подготовить его к садику и минимизировать эмоциональную нагрузку на его психику.

    P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

    И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

    Закон: с какого возраста берут в детский сад. С какого возраста берут в детский сад в Москве

    В связи с тем, что в 90-е годы в стране произошел спад рождаемости, большинство дошкольных образовательных учреждений были закрыты. Начиная с 2000 года, рождаемость детей стала повышаться и повлекла за собой проблему нехватки мест.

    Родители, уходя в декретный отпуск, не могут точно спланировать свой выход на работу, да и малыши растут без надлежащего уровня образования, что приводит к проблемам в обучении на начальном уровне в школе.

    Основные аспекты

    Положение о дошкольных образовательных учреждениях от 12.09.2008 года № 666 отвечает на вопрос: «С какого возраста берут в детский сад?» следующим образом: при наличии ясельных групп можно отдать ребенка по достижению им одного года. В некоторых учреждениях принимают ребят с двухмесячного возраста. Но такие воспитанники ДОУ — редкость.

    Хотелось бы заметить, что если у родителей есть возможность не отдавать своих малышей в детский сад в столь раннем возрасте, то ею нужно обязательно воспользоваться, поскольку не окрепшая иммунная система ребенка будет подвержена сильным испытаниям.

    Новый закон о дошкольных образовательных учреждениях от 2015 года на вопрос: «С какого возраста должны брать в детский сад?» — дает другой ответ. Дети возраст, которых находится во временном промежутке от трех до семи лет, должны быть обеспечены местами в детских садах. А родители имеют право отдать своего ребенка в ДОУ в любое время, если малыш соответствует перечисленным критериям.

    Детские сады города Москвы

    У многих родителей, проживающих в Российской Федерации, складывается впечатление, что только они не могут определить своего ребенка в дошкольное учреждение. И очень часто можно слышать вопрос следующего характера: «С какого возраста берут в детский сад в Москве?».

    Поэтому власти Москвы занимаются разработкой законопроекта, по которому дошкольные учреждения должны будут принимать всех детей, чей возраст достиг 2 лет. Можно надеяться на то, что в ближайшем будущем произойдут значительные изменения в законе о дошкольных образовательных учреждениях. И на вопрос: «С какого возраста берут в детский сад?» — можно будет смело отвечать — с 2 лет.

    Почему же трехлетие?

    Итак, по закону Российской Федерации дети должны быть обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях, достигнув 3-летнего возраста.

    • не окрепшая иммунная система ребенка;
    • отсутствие профилактических прививок;
    • неустойчивое психоэмоциональное состояние малыша;
    • невозможность создания групп с большим количеством детей (поскольку у малышей нет элементарных навыков самообслуживания);
    • возможность нахождения одного из родителей в декретном отпуске до 3 лет (данный факт предусмотрен законодательством РФ);
    • только с 3 летнего возраста ребенок начинает нуждаться в общении с целью приобретения новых знаний и навыков.

    Что нужно знать?

    Прежде, чем разобраться с какого возраста берут в детский сад, стоит получить ответы на следующие вопросы:

    1. С какого возраста ребенка нужно написать заявление о приеме в детское дошкольное учебное учреждение?
    2. Существует ли очередь в детские сады и насколько она большая?
    3. Какие документы необходимы для того, чтобы стать в очередь?
    4. Имеется ли у родителей статус, дающий право на первоочередность?

    Психологи о возрастном критерии для детского сада

    Специалисты, отвечая на вопрос: «С какого возраста должны брать ребенка в детский сад?» — придерживаются общего мнения. Все-таки, если нет веских причин, дети должны до 3 лет находиться в окружении и заботе матери. Малыши еще не нуждаются в общении со сверстниками, так как только начинают приобретать навыки словесного общения. А долгие расставания с близким человеком очень часто, особенно в первое время, наносят сильнейший удар по психике малыша.

    Что должен уметь ребенок, поступая в детское дошкольное образовательное учреждение?

    На все вопросы, связанные с дошкольным образованием, отвечает закон. С какого возраста берут в детский сад? С 3 лет! Все дело в том, что по регламенту дошкольных образовательных учреждений ребенок, поступая в детский сад, должен владеть рядом навыков, которые осваиваются в возрастном промежутке от 2 до 3 лет. К ним относят:

    • умение самостоятельно потреблять пищу при помощи ложки;
    • умение умываться, вытирать лицо и руки полотенцем;
    • умение проситься на горшок;
    • возможность самостоятельно в течение 15 минут играть игрушками.

    Безусловно, отдавая ребенка в садик в более раннем возрасте, родители должны понимать, что все эти навыки у него отсутствуют. Это приводит к дополнительной нелюбви детей к садику, поскольку воспитатели начинают требовать выполнения этих действий.

    Частный детский сад

    В современном мире для родителей, чьи дети не попали в государственное дошкольное образовательное учреждение, появилась альтернатива отдать ребенка в частный детский сад. Однако попасть в такое учреждение смогут лишь малыши, мамы и папы у которых достаточно зарабатывают.

    Частные детские сады обычно небольшие – это 2 или 3 группы. Они являются альтернативным вариантом и ни в коем случае не влияют на очередь по оформлению ребенка в государственный детский сад. В данном случае Управление образования не дает путевок на посещение детского сада частного характера: это добровольное решение родителей.

    Чем отличается частное дошкольное учреждение?

    В первую очередь родители должны понимать, что за пребывание малыша в саду придется ежемесячно платить взнос. Не каждая семья со средним уровнем дохода может себе позволить такое удовольствие. Наиболее дорогостоящими являются детские сады в Москве. За месяц пребывания в некоторых из них приходиться отдавать по 30 тысяч рублей.

    Послесловие

    Не стоит задаваться вопросом: «С какого возраста берут в детский сад?» — до тех пор, пока малышу не исполнится 1 год. Нужно больше уделять внимания здоровью ребенка, его всестороннему развитию.

    Стоит посвятить своему малышу все свободное время, ведь для этого и дается декретный отпуск. Именно с момента рождения и до 3 лет ребенок нуждается в постоянном контроле и заботе матери.

    А если имеются финансовые проблемы в семье? В любой сложной ситуации можно найти правильное решение. Супругам есть смысл поискать работу с графиком 2*2. Таким образом, ребенок будет находиться и с мамой, и с папой.

    С какого возраста берут в детский сад? Если это частное учреждение, малыша могут принять уже с 12 месяцев. Однако не стоит забывать, что тесный контакт с родителями в раннем возрасте повлияет на всю дальнейшую жизнь ребенка. Не стоит торопиться.

    В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в детский сад?

    Если есть возможность сидеть дома, то лучше в сад отдавать после 3-х лет.

    Садик лучше государственный.

    лично моя дочка была готова в 2,6-2,8 где-то!

    Если есть возможность сидеть с ребенком, то это лучше любого садика.а возраст и тип садика по обстоятельствам мамы. Есть возмржность-частный, нет денег государственный.

    если и отдавать, то не раньше 3 лет, до этого очень рано

    Если нет острой необходимости то думаю что лучше в 3 года как минимум. Вот нам 2,4года тоже, я бы с радостью пошла на работу, но отдавать в частный сад очень жалко его. И по опыту подруг что то сомневаюсь в частном садике, никто ни за что не отвечает, только деньги дерут. В государственном намного больше порядка.

    для меня идеально в 3,5. Старшую отдала в первый раз в 2,2 где-то, и поняла, что рано, она вообще меня после сада не узнавала, ни на что не реагировала, как будто просыпалась после того как за плечики потрясу, несколько раз скажу что это мама, очнись ты уже! Отходили в сад неделю. Потом отдала в 3,5 года, тут в сад бежала бегом, по субботам плакала что мама в садик не пускает))))

    В каком возрасте отдавать ребенка в детский сад? Мнение детского психолога

    Согласно с точкой зрения детской психологии, главная потребность малыша до трех лет - эмоциональное общение с мамой. Так, конечно, в лучшем случае. И это не просто так! От того, каким образом складывается общение мамы и папы с малышом в таком нежном возрасте, зависит его будущее отношение и доверие ко всему миру. Правильно ли оно сформируется? Или же ребенок будет закрыт от внешнего мира или наоборот, слишком доверять каждому на своем пути. И не маловажную роль в этом вопросе играет детский садик.

    Потребности ребенка до 3 лет

    В первые годы жизни у детей нет потребности играть с другими малышами. По сути, он даже не знает, как это делается. И весь максимум, что они могут сделать - играть сами с собой, в свои игры, изредка обмениваясь игрушками, а иногда ругаясь.

    В таком случае детский сад для ребенка до 3 лет - неестественное явление. У малыша просто нет пока потребности играть с другими детьми и так долго находиться вдали от своей мамы.

    Когда происходит кризис 3 лет, у детей происходит желание отдалиться от матери, при условии, что до этого он получил всю необходимую безусловную любовь мамы и папы. Безусловная, что значит любить и принимать таким, какой он есть. Также он будет готов к этому, если его не «напугали» длительной разлукой с родителями.

    Детские сады - когда пора?

    Детсад был создан не для детей, как ни странно. Его открыли для того, чтобы мамочка могла выйти на работу. И по сей день у детского сада та же цель - чтобы мама смогла работать или наоборот отдохнуть.

    Если малыш отправляется в сад с должной подготовкой, а именно: готов к разлуке с мамой и папой на долгие часы, имеет базовые навыки самообслуживания и стремится к общению с ровесниками и изучению внешнего мира, тогда это будет только на пользу.

    При возможности отдавать малыша в сад лучше к четырем или пяти годам жизни. Так этот момент произойдет менее травматично, а также будет в некоторой мере удовлетворять потребности ребенка.

    Но не у всех мам есть возможность заниматься ребенком до 4-5 лет. В таком случая стоит сделать все возможное, чтобы свести стресс к минимуму, а также подготовить его к детскому саду.

    Ребенку противопоказан детский сад, если у него:

    • отсутствует речь;
    • повышенная тревожность;
    • в семье намечается пополнение;
    • планируется переезд;
    • разводятся родители;
    • потеря близкого или значимого человека.

    Если в семье вот-вот родится ребенок, братик или сестричка, то в детский сад лучше отправляться через 6 месяцев после рождения малыша. Но если мама ждет малыша не раньше, чем через пол года, то ребенку можно идти в садик.

    Какому ребенку уже можно идти в детский сад?

    Малышу необходим детский сад, если:

    • маме срочно нужно выходить на работу, а ребенка не с кем оставить, помимо его бабушки с гиперопекой.
    • ребенок без общения. Он целиком представлен самому себе: днями смотрит мультики, играет в планшет, не выходит на прогулку.

    Прежде чем отдавать своего ребенка в детский сад, выясните, с какой целью вы хотите это сделать. Чаще всего это три варианта:

    Когда ребенок попадает в коллектив, где для него нет значимого взрослого, тогда его навыки общения «затягиваются». А для него сейчас социализация заключается в том, что взрослый, который для него значим, показывает ему, как нужно себя вести в различных ситуациях. В коллективе детей до четырех лет о социализации не может быть и речи. Здесь до сих пор никто не обладает навыками общения.

    Поэтому если цель посещения сада - социализация, то осмыслите все еще раз и определитесь, подходит ли вам этот формат. К тому же, есть группы для короткого пребывания.

    Бытует мнение, что если малыш пойдет в дошкольное учреждение, то он сможет научиться адекватно реагировать на агрессии и правильно относиться к критике, не принимая близко к сердцу злые высказывания. Но стоит взглянуть на окружающих вас взрослых людей, которые ходили в детский сад, и все станет очевидно. Действительно ли все они адекватно относятся к критике и агрессии? А те, которые не ходили в детский сад? Может они так и не социализировались?

    Некоторые утверждают, что ребенок, который не посещал сад, плохо адаптируется к школе. Мой ответ на это: если у ребенка есть уже свои обязанности и режим, а в семье правила и границы, то адаптация пройдет абсолютно нормально.

    Какой оптимальный возраст ребенка для детского сада?

    Вопрос о том, когда отдавать ребенка в садик, волнует многих родителей в нынешнее время. Однако дать однозначный ответ на него не так легко, как может показаться. Каждый ребенок - это индивидуальная личность со своими особенностями характера и темпераментом. Реально определить готовность малыша к детскому саду могут лишь родители, дав оценку поведению и самостоятельности своему чаду. И от правильности такого решения будет напрямую зависеть то, как пройдет адаптация крохи в новом окружении. Что же советуют по этому поводу специалисты? Давайте узнаем их мнение, а затем сделаем соответствующие выводы.

    Когда отдать ребенка в сад?

    Согласно утверждениям детских психологов наиболее подходящий возраст ребенка для детского сада – три — четыре года. Идеальный вариант – не спеша, постепенно и без предъявления строгих требований начинать знакомить кроху с садиком в три — три с половиной года. Чтобы помочь ребенку быстрее освоиться поначалу постарайтесь ходить вместе с ним на прогулки с детсадовской группой, затем оставляйте его там на половину дня. Если достаточно быстро обнаружится, что малыш согласен проводить время в новом окружении, можно начать обычное посещение садика. В случае если ребенок особых восторгов от подобных мероприятий не выражает, ничего страшного нет в том, чтобы посещать садик некоторое время по «щадящему» режиму. Вам вовсе не нужно беспокоиться, что кроха отстанет в чем-то от своих ровесников. Главное, чтобы в возрасте после трех лет он не оставался долго в замкнутом домашнем пространстве, вместе с бабушкой или мамой, а шаг за шагом расширял границы знакомого ему мира.

    В целом к трем годамможно смело отдавать ребенка в детскийсад, так как он уже обладает навыками самообслуживания, начинает интересоваться общением с окружающими его детками, не боится оставаться некоторое время без мамы. А ближе к четырем годам ребенок уже может по-настоящему получать удовлетворение от общения и совместных игр со сверстниками.

    В каком возрасте не желательно отдавать ребенка в садик?

    Психологи также рассказывают, какой возраст ребенка для детского сада не совсем подходит для его полноценного развития и адаптации в новой обстановке. Так годовалый малыш, конечно, может свыкнуться с тем, что родителей почему-то заменили чужие, не слишком ласковые люди. Однако привыкнуть — это значит просто смириться и страдать, реагируя на стресс плохим настроением, частыми простудами и иными заболеваниями, а также потерей интереса к окружающему миру. Подобное пассивное сопротивление ребенка — далеко не пустяк, оно негативно сказывается на его физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии.

    Если говорить о детях, которым около полутора лет, то большинство яслей сегодня принимают малышей в таком возрасте. Но и это — слишком рано! В это время ребенок еще сильно привязан к родителям и может болезненно реагировать на их отсутствие, а значит и на появление незнакомых людей, особенно если они пробуют подойти к нему слишком близко. Проявлять интерес к остальным детям малыш начинает только к трем годам. Итак, ясли в данном возрасте могут быть оправданы лишь самой крайней необходимостью.

    Двухлетнему малышу привыкнуть к яслям немножко проще. Тем не менее общее правило остается таким же — рано! Хотя в этом возрасте ребенок может быть действительно достаточно общительным, и если садик хорош, возможно, вашей крохе будет там комфортно. Во всяком случае, если вы уже убедились в том, что малыш не испытывает страха перед незнакомыми детьми, обладает основными навыками самообслуживания (может кушать самостоятельно, умеет пользоваться горшком), без особых страданий переносит ваше отсутствие, то можете попробовать отдать ребенка в детский сад. Но при этом обязательно наблюдайте за настроением, поведением карапуза, состоянием его здоровья. Если вы заметите, что ваш двухлетка плохо адаптируется к яслям, то ни при каких обстоятельствах не упорствуйте и не настаивайте на своем намерении немедленно приучить его к «учреждению».

    Определяем готовность малыша для детского сада по его темпераменту

    Темперамент, так же как и возраст, играет важную роль в том, когда отдавать ребенка в садик. Как правило, различают четыре типа темперамента, как у взрослых, так и у детей:

    Сангвиник. Если у вашего ребенка темперамент данного типа (лидер, импульсивный, любопытный), то он наиболее «подходит» для детского сада. Активный и любознательный малыш очень нуждается в общении, поэтому даже в 1,5 года для него большой радостью станут новые знакомства и утренники.

    Меланхолик. Дети с таким темпераментом (замкнутые, нерешительные, часто капризничающие, не любящие перемен) в садике чувствуют себя тревожно, поэтому отдавать их желательно как можно позже (не ранее четырех лет). Они превосходно чувствуют себя дома и им совершенно не нужен детский коллектив.

    Холерик. Если ваше чадо обладает таким типом темперамента (баловник, требующий внимания, легковозбудимый, драчун), то в садик его лучше отдавать в возрасте 3-4 лет, когда он уже хорошо знаком с дисциплиной, нормами поведения, и ему будет не сложно научиться отвечать за свои деяния.

    Флегматик. Для малыша-флегматика (рассудительный, сдержанный, любопытный, играет один, хорошо спит) адаптационный период в детском саду проходит легко в возрасте 2,5 лет. Некоторое время ребенок будет избегать общения с ровесниками, а садик будет для него «чужим домом». Но спустя пару недель малыш привыкнет к новой обстановке.

    Психологическая готовность малыша к детскому саду

    Решая, когда отдать ребенка в сад советуем вам убедиться в том, что помимо навыков, требуемых для комфортного пребывания малыша в садике, он еще и психологически готов к новому коллективу. Под таким понятием как психологическая готовность подразумевается способность ребенка находить общий язык с другими детками, то есть уметь меняться или делиться игрушками. Еще один важный аспект готовности малыша к детскому садику - умение расставаться с мамой. Вполне понятно, что если крохе придется впервые расстаться с родителями в первый день, то ничем хорошим это не закончится. Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы заранее приучить малыша к тому, что вы можете какое-то время отсутствовать. Чтобы освоиться в детском коллективе и привыкнуть к отсутствию мамы может потребоваться много времени, причем каждому ребенку по-разному. Если все вышеперечисленные навыки хорошо развиты вашим ребенком — его возраст для детского сада вполне подходящий.

  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Детский сад - очень важный этап в жизни ребенка. Когда отдавать чадо в садик, решают родители, в зависимости от благосостояния семьи, занятости мамы и папы на работе, наличия бабушек - дедушек. Но уже давно не стоит вопрос, надо ли это делать вообще. Бесспорно, садик полезен для ребенка . Он учит малыша адаптироваться, заводить контакты, общаться, жить в обществе. Без этих навыков ребенку будет сложно отправляться в первый класс и жить дальше.

    Однако в связи с посещением садика у мам и пап возникает множество вопросов, которые в первую очередь касаются состояния здоровья малыша. Авторитетный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, как подготовить ребенка к ответственному периоду в его жизни, как преодолеть трудности первого времени и сохранить детское здоровье.

    В каком возрасте лучше отдавать ребенка

    Этот вопрос нужно решать только внутри семьи. Обычно малышей приводят в садик в возрасте от 1 до 3 лет, реже - в более старшем возрасте. Многие детские сады в последнее время ввели негласное ограничение - до полутора лет малышей не принимают. Если есть сомнения, пора ли чаду в садик, лучше посоветоваться с педагогами, воспитателями, детским психологом. Они подскажут, готов ли малыш к жизни в большом коллективе.

    Врачам интересно другое - что будет делать мама, когда отведет чадо в садик. Если она решила в тот же день выйти на работу, это не самое удачное решение, считает Комаровский. Во-первых, ребенок будет чаще болеть, и это естественно, а значит, маме придется часто брать больничный. А, во-вторых, адаптация будет более мягкой, если мама постарается в первое время «дозировать» посещение садика для своего ребенка.

    Оптимальным вариантом педиатры, в том числе и Комаровский, считают ситуацию, когда мама еще несколько месяцев остается дома в декретном отпуске, чтобы иметь возможность без выяснения отношений с начальством в любой момент оставить ребенка дома, если у него появились первые проявления недуга - насморк, кашель. Это хорошо и для самого малыша, так как он легче перенесет болезнь, и для других детей, которых он заражать не будет.

    О том, что такое "хороший детский сад" и как подойти к выбору детского сада расскажет доктор Комаровский в следующем выпуске.

    Адаптация

    Это наиболее сложное во всей истории с началом посещения садика. Евгений Комаровский подчеркивает, что нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс адаптации . С ребенком происходит сразу много всего: он переживает, эмоционально и психологически, в его организме тоже многое «перестраивается». В садике - режим дня, а потому чаду волей-неволей придется под него подстраиваться, новая пища, иммунитет ребенка «знакомится» с новыми вирусами, циркулирущими в детском коллективе, а отсюда - частая заболеваемость, особенно в первое время, пока в организме нет специфических антител.

    Сколько времени продлится адаптация, зависит только от самого ребенка. У одних это 2-3 месяца, у других - год и даже больше.

    Если повлиять на заболеваемость родители никак не могут, то сделать адаптацию более легкой им вполне по силам. Для этого нужно правильно выбирать время года, когда малыш начнет ходить в садик. В сезоны повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель) этого лучше не делать, говорить Комаровский. А вот в конце весны и летом - пожалуйста.

    Возможные проблемы

    Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.

    О понятии "несадиковский ребенок" и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.

    Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха. Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще. И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.

    Сегодня многие мамы предпочитают выходить на работу, как только ребенку исполняется 1,5 года. Ведь после этого возраста денежного пособия по уходу за ребенком уже не выплачивают, а зарплаты мужа зачастую бывает недостаточно для обеспечения семьи. Безусловно, перед выходом мамы на работу перед каждой семьей возникает проблема- кому доверить уход за ребенком. Существует три способа решения этой проблемы: первое - оставить ребенка на попечительство бабушек; второе - нанять для ребенка няню и третье - отдать ребенка в детский сад, где имеются ясельные группы. У каждого варианта есть свои положительные и отрицательные стороны, и только от родительского решения зависит, какой из вариантов для их ребенка лучше всего подходит.

    С точки зрения психологов , искусству общения со сверстниками ребенка надо учить с раннего детства. Чем раньше он пойдет в детский сад, тем быстрее он научится играть в коллективе и станет самостоятельным. Ни бабушка, ни няня и даже ни сама мама не могут заменить ребенку детский сад. Малыш в полтора года, действительно, легче адаптируется к новому коллективу, ему намного проще влиться в круг общения детей. Многие дети в этом возрасте уже самостоятельные, они сами кушают, ходят в горшок и с удовольствием изучают поведение других детей, при этом забывая о том, что мама отсутствует.

    Некоторые дети этого возраста не плачут даже при расставании с мамой и просят их отвести в садик даже в выходные дни. , находясь до трех лет рядом с мамой, становится "домашним" и приучить его общению с другими детьми намного труднее, чем малышей полуторагодовалого возраста. Кроме того, ребенок в три года уже умеет хорошо проявлять свои эмоции и устраивает настоящую истерику в садике, когда ему надо расставаться с мамой. Чаще всего детей трехлетнего возраста каждое утро в течение двух-трех недель с начала посещения детского сада приходится в буквальном смысле слова отрывать от мамы.

    Конечно, педиатр вам никогда не посоветует отдавать полуторагодовалого ребенка в садик. Он понимает, что чем позже ребенок начнет общаться с другими детьми, тем меньше он будет болеть разными инфекционными заболеваниями. Между тем, чем раньше ребенок заболеет ветрянкой и краснухой, тем легче он переносит болезнь. Заразиться "ветрянкой" или "краснухой" вне детского учреждения практически невозможно. Частота же таких болезней, как ОРЗ и простуда, напрямую зависит не от возраста, а от иммунитета ребенка. Каждое перенесенное простудное или вирусное заболевание заканчивается формированием иммунитета, уменьшая вероятность повторного заражения и развития болезни. Ребенок поздно начавший ходить в детский садик может " не успеть" переболеть всеми вирусными инфекциями, а потому ему это "придется восполнить" в школьном возрасте. Между тем, пропустить неделю занятий в школе ни одно и то же, что не ходить неделю в детский сад.

    Родители часто связывают каждое заболевание ребенка в детском саду с нарушением правил ухода за детьми - ребенок сидел на холодном полу, его рано одели, в результате чего он вспотел перед выходом на улицу, в комнате было холодно и т.п. На самом деле, любой ребенок не может все время жить в тепличных условиях, ему обязательно когда-нибудь предстоит встретиться с холодом, сквозняком и резким перепадом температуры. Поэтому не нужно обвинять воспитателей в частых простудах ребенка, если вы сами виноваты в том, что с самого рождения не подготовили ребенка к адаптации детскому садику.


    Чтобы дать однозначный ответ на вопрос: "В каком возрасте лучше отдать ребенка в детский ?", надо хорошо знать характер и состояние здоровья ребенка. Дети активные, физически хорошо развитые и всегда стремящиеся к общению могут начать посещать детский сад уже в возрасте полтора года. Но отправляя ребенка в садик, мама не должна в этот же день выходить на работу. Через несколько недель малыш, вероятнее всего, заболеет своим первым детсадовским ОРЗ, в это время очень важно иметь возможность оставить ребенка дома, не давая прогрессировать болезни и не думая о больничном листе для мамы. Вот почему лучше отдавать ребенка в садик ни в 3 года, когда уже маме обязательно надо выходить на работу, а хотя бы 2,5 года, чтобы у мамы осталось время быть рядом с ребенком во время болезни, не имея неприятностей на работе.

    Конечно, желательно начинать посещать детский садик в летние месяцы. С октября по апрель заметно усиливается риск заражения инфекцией, что может намного удлинить время адаптации ребенка к садику. Но в целом адаптивный период к садику больше зависит от характера ребенка, чем от погоды на улице. Дети, выросшие в семьях, где царствует спокойствие и любовь, чувствуют себя защищенными и уверенными в своих силах. Они быстрее всех адаптируются к садику. Агрессивные и капризные дети вырастают в семьях, где родители уделяют мало внимания ребенку и заняты постоянным выяснением отношений между собой. Разумеется, ребенок, выросший в таких условиях, боится остаться в садике без родителей. Ведь у него нет уверенности в том, что мама или папа обязательно придут вечером, чтобы забрать его домой.